По путям-дорогам фронтовым

"Память сердца"

Диденко Павел Михайлович родился в г.Бендеры Бессарабской губернии в 1899 году в семье паровозного машиниста. По окончании ремесленного училища в 1917 году поступил работать слесарем в паровозное депо Бендеры Юго-Западной дороги, оттуда в 1918 году ушел добровольцем в Красную Армию и прослужил по 1921 год.

 Елена Кирьянова, внучка, учитель истории МБОУ СОШ № 11 п.Новотерский

Диденко Павел Михайлович родился в г.Бендеры Бессарабской губернии в 1899 году в семье паровозного машиниста. По окончании ремесленного училища в 1917 году поступил работать слесарем в паровозное депо Бендеры Юго-Западной дороги, оттуда в 1918 году ушел добровольцем в Красную Армию и прослужил по 1921 год.
После демобилизации поступил работать на железную дорогу и проработал на ней помощником машиниста, затем машинистом с 1922 по 1929 год на Екатерининской и Пермской железных дорогах.
В 1929 году работал машинистом в депо Кунгур Пермской железной дороги, был командирован учиться в счет партийной «тысячи» в Свердловский энергетический институт. Закончив два курса, он был переведен в Ростовский институт железнодорожного транспорта.
По окончании института был направлен на Северокавказскую железную дорогу, где проработал до 1940 года в должностях: бригадир, заместитель начальника и начальник паровозного отделения. В 1940 году, вследствие ликвидации отделения, был переведен на Полтавский паровозоремонтный завод на должность старшего инспектора НКПС, откуда ввиду эвакуации завода эвакуировался вместе с семьей в г. Красноярск.
По прибытии в г. Красноярск был назначен начальником топливного отдела, а затем, заместителем начальника паровозной службы Красноярской железной дороги, где осенью 1942 года приказом заместителя народного комиссара Путей Сообщения был назначен начальником колонны паровозов особого резерва НКПС № 31. С этой колонной весь период Отечественной войны обеспечивал воинские перевозки  на 1-ом, 2-ом, 3-ем и 4-ом украинских фронтах. Прямо к линии фронта подвозили они боеприпасы, технику, людей под бомбежкой врага. Прошел мой дедушка от Сталинграда до Польши (г. Краков). Из Кракова в Германию возили воинские составы, технику. Здесь и встретили День Победы.

«1942 год.
Участие в военных действиях принимали паровозные колонны, сформированные на дорогах. Только на Красноярской их было 35. Осенью была сформирована красноярская 31-ая паровозная колонна во главе с машинистом П. Диденко, перевозившая грузы во время битвы на Курской дуге и с I Украинским фронтом участвовавшая в Берлинской операции. Два месяца работала колонна №31 на вновь построенной Северо-Печорской железной дороге, осваивая эту магистраль.
Ноябрь. Указом Президиума Верховного Совета СССР все железные дороги страны  переведены на военное положение.
1943 год
В феврале красноярская паровозная колонна №31 была переброшена под Сталинград для обеспечения резервов, вооружения, боеприпасов, продовольствия. В числе первых колонна №31 вступила на Правобережную Украину и обеспечила движение грузов по освобожденной Одесской железной дороге. При этом машинисты перекрывали технические нормы, проявляли упорство и смекалку. Считалось, например, что по понтону через Днепр нельзя провести состав более 1200 тонн. Машинисты же Шишов и Ковалев провели поезда весом по 1600 тонн. Свой боевой путь колонна №31 окончила у Днестра», – это я прочитала в книге «Красноярская железная дорога в годы Великой Отечественной войны (1941-45)».

По документам начальником колонны паровозов № 31 особого резерва НКПС значился инженер тяги капитан Черепов, а помполит колонны паровозов № 31 — инженер майор тяги Забелин.
После разгрома фашистской Германии дедушка с колонной был переброшен на Дальний Восток, где обеспечивал воинские перевозки, связанные с раз-громом японской Квантунской армии в Манчжурии.
После войны  с 1945 по 1946 дедушка работал начальником паровозного депо г. Боготол, а с 1948 по 1952гг. – начальником Минераловодского паровозного депо. Был награжден орденом Красной звезды за выполнение военных оперативных заданий, медалями: «За победу над Германией», «За доблестный труд», «20 лет Победе в ВОВ».

Обо всем я узнала от моего отца, Диденко Юрия Павловича, который ребенком прошел со своим отцом всю войну. Их семью, мать и четверых детей, отправили в Сибирь (в эвакуацию). Но в холод и голод тяжело было выжить, поэтому прадедушка забрал всю свою семью к себе в колонну. Бабушка, Диденко Мария Ивановна, работала кладовщицей, а старший сын, Диденко Олег Павлович, в 14 лет стал рядовым при колонне и получил оружие, работал в бригаде по ремонту паровозов. За время войны получил четыре боевые награды. И потом посвятил всю свою жизнь военной службе (закончил Ленинградское военно-морское училище). А после 9 мая 1945 года он вместе с другом пробрался в побежденный Берлин, чтобы посмотреть на логово фашистов.

Окончилась Великая Отечественная война. Мы называем  её Великой, потому, что велико было мужество и велик гнев. Мы назвали её Отечественной, потому что защищали Отечество – самоё дорогое, что у нас есть. Мы назвали её народной, потому что весь народ нашей страны поднялся на борьбу с фашизмом.
Мы вновь и вновь должны  вспоминать о подвигах юных защитников Ро-дины,  гордиться  ими.  Нам есть, у кого  и чему поучиться: мужеству и стойкости,  честности и порядочности,  преданности и верности великой России.
Часто вместе с дедушкой листаем семейный фотоальбом и  перечитываем книги, повествующие о той поре.

Добавить комментарий