Зачем нужны школьные психологи?
Работаю в образовании 33 года. 8 лет пыталась найти удовлетворение в обучении учеников начальных классов. Не сложилось. Не мое. Предложили должность заместителя директора школы по воспитательной работе. Да! То, что нужно! Поскольку школа маленькая, то в обязанности зама входит…. все! От веселых танцев под елочкой до борьбы с наркоманией. Интересно, большое поле для творчества, каждый день не похож на предыдущий. Но со временем поняла: боремся мы с последствиями, так сказать с симптомами болезни, а вот корень проблемы остается нетронутым. Если вовремя сработать с учителем, с родителем, с подростком, то скольких проблем можно избежать в будущем!
Осознав проблему, пошла за вторым высшим образованием – психологическим. Вот здесь и началось самое интересное в моей работе. С директором повезло. Не следит, часы не выверяет, в работу не лезет. Дай только результат. А я и давала. Опыт зама плюс образование психолога — и все складывается как нельзя лучше! За 12 лет никаких эксцессов! Ни одного серьезного конфликта учитель-ученик, учитель-родитель, учитель-учитель. Все разрешается на стадии зарождения. Ни СОП, ни КДН, ни ОДН… На районном учете ни одного подростка. Служба примирения функционирует, нормативные кризисы детей и подростков под контролем психологической службы. На выявление ненормативных кризисных состояний направлена целая система оповещения психолога учителями, родителями, учениками. Дети на прием идут, родители консультируются, педагоги задают вопросы. Все о чем мечтала!
О плюсах работы и важных достижениях
А какие курсы мне позволили вести! «Психология общения», «Психология семьи и брака»! У нас же как получается? Юношество, окончив школу, знает химию и физику, а как общаться, не знает! Ни в семье, ни в коллективе. Химия и физика далеко не каждому пригодятся, а жить-то среди людей всем придется! И что делать? А тут я со своими курсами! И дети благодарны. Институты заканчивают и приходят, «спасибо» приносят! Перед тем, как замуж выйти (или жениться), приходят в школу со своими избранниками — знакомить. С детьми маленькими приходят, совета спрашивают. А я и рада! Они ж своего ребенка через 3-5 лет к нам в школу приведут! И если сейчас ошибок натворят в воспитании — это ж нам потом исправлять! А лечить, как известно, всегда сложнее, чем предупредить. Поэтому я только «за».
А профессию как мы выбираем? Куда подружка — туда и я! Ну, или «где платят больше». Или «мама сказала, что там хорошо»… А потом педагоги на рынке торгуют. И это не потому, что нет работы для педагогов, а просто не нравится молодому человеку с детьми работать, не его это! А ведь 5 лет на бюджете учился, деньги казенные потратил, а все мимо!
И здесь тоже, считаю, мое поле деятельности! Не просто провести диагностику профессиональных способностей и склонностей, но и поговорить с каждым. О его интересах, его радостях от деятельности, о его миссии, наконец. В наших силах сделать так, чтоб появились в стране талантливые медики, педагоги, автослесари, повара, юристы, строители. Просто будущий талантливый парикмахер на стадии выбора профессии должен осознать, что его счастье и его миссия — это именно эта профессия, а не любой ВУЗ, в который хватило баллов для поступления.
80% выпускников идут в ВУЗы! В ВУЗы, которые им неинтересны! Зачем? Чтобы потом на каждом углу возмущаться, что есть диплом и нет работы? Ее и не будет! Так как это, в первую очередь, не надо тебе, а потом уже стране! И, когда после профориентационной консультации от тебя выходит подросток со светящимися глазами, когда звучит «И почему я раньше об этом не подумал? Большое вам спасибо!» вот в этот момент ты думаешь: «Класс! Класс, что я у них есть!» Удовлетворенность деятельностью высочайшая!
Что пошло не так?
И как же так получилось, когда? Психолог в школе стал… как бы это сказать…? Нет! Не получается сформулировать! Попробую объяснить:
- Бесконечные итоговые аттестации по огромному количеству предметов в каждом классе…
- Нужны ассистенты. А у кого нет уроков? Правильно, у психологов.
- ККР. Много. Кто ассистент?
- Сопровождение на олимпиады. Тоже по огромному количеству предметов. Весь февраль-март.
- Про ОГЭ и ЕГЭ молчу.
- Плюс сопровождение на разного рода районные мероприятия.
Кто «свободнее» всех в школе? Того и пошлем! И посылают! Когда возвращаюсь из очередной поездки, как говорят коллеги, «у тебя там с утра дети носом дверь подпирают»… А я не могу! У меня ж долг по часам с «коррекционниками». Там строго по программе. Не отвертишься. Толку правда с этих моих занятий я не вижу, но часы отвожу добросовестно. Причем в рамках своих должностных обязанностей. То есть, дефектолог и логопед ведут у этих детей «часы», им идет льготный стаж, они спокойно уходят домой после того, как отвели свои уроки, а я занимаюсь той же деятельностью, но в рамках своих должностных обязанностей! И формула 18+18 это на «усмотрение администрации».
У меня коллега на ставку психолога (а это с доплатой МРОТ!!!) ведет в школе 25 часов коррекции! И находиться на рабочем месте она обязана 36 часов в неделю! И девиантов, и педколлектив, и профориентацию, и адаптацию, и т.д. (см. выше) у нее никто не отменял! И льготную пенсию она не получит. А вот ее коллеги логопед и дефектолог, которые работают с этими же детьми (причем, только с ними, без дополнительных «бонусов»), спокойно отработают свои 18 часов в неделю и спокойно пойдут домой, а потом и пенсию льготную свою получат.
Чем теперь занимаются школьные психологи?
У нас в РМО 19 психологов: 7 из них уже получают другое образование. Я не говорю о текучке. Молодняк приходит на год и тут же уходит. К этому уже все привыкли. Эти 7 человек проработали от 8 до 15 лет психологами в своих школах. Сейчас получают образование дефектолога, логопеда, учителя начальных классов и учителей предметников. А мне обидно! Лучшие уходят! Как так получилось, что психолог в школе получился «ни рыба ни мясо»? Ты не учитель, так как ты «сопровождаешь учебный процесс», но часы ты будешь вести точно по расписанию еще и больше чем на ставку (и, на минуточку, за МРОТ!).
О свободе деятельности, как в начале моей карьеры, — забудь! У тебя план «по сопровождению» на 36 страниц! И ненормативные кризисы, и прием бывших учеников, и долгие беседы с подростком «за жизнь» в этот план не вписываются. Да и как ты потом отчитаешься? «Консультирование бывших учеников для благополучия будущих»? И не напишешь в отчет, что в школе на 140 учащихся 1 курящий, а все девианты по 3 раза в неделю к тебе «просто так» заходят, потому и не бьют друг друга за школой. А «коррекцию» на году три раза проверят до буковки.
Вот и работай там, где укажут и проверят, если хочешь быть на хорошем счету. Да еще успевай заполнить бесконечные мониторинговые таблицы, которые спустили «сверху» Скорее всего, ты не имеешь к ним никакого отношения. Но. Кто у нас самый свободный в школе? Правильно! Психолог. Сиди и делай! А дети? Дети — домой, домой… Само рассосется! И почему-то не удивляет, когда в школах, где есть психолог, происходят серьезные акты агрессии. Не тем, на мой взгляд, занимаются сейчас психологи. Точнее, вынуждены заниматься! Я убеждена, что наша деятельность — это личность ребенка, его эффективная коммуникация, успешное самоопределение! Если здесь хорошо поработать, то все остальное приложится! И семья, и профессия и порядок в стране, наконец!
Что в итоге?
К чему я это все? Да накипело! И да! Я ушла из профессии. Ушла из школы. Сбежала. Дезертировала. Не буду бороться. В успех не верю. Да, скучаю. Консультирую по телефону, переживаю за своих учеников. Но я уверена, что психолог высшей категории, работающий за МРОТ, как сторож или уборщица, имеет право хотя бы на выбор приоритетов в своей деятельности. Раз этого не случилось, то дальше без меня. Образование без таких, как я, не пропадет. А я? А я буду скучать…
Минпросвещения разработает рекомендации для школьных психологов
[mailerlite_form form_id=4]
Всё верно.