Подготовка к школе детей с нарушением зрения

ПедСовет

МКДОУ детский сад комбинированного вида №11 «Теремок» г. Еманжелинска Челябинской области посещает 86 дошкольников, из которых 16 детей с нарушением зрения. Уже много лет коллектив детского сада ведет работу по объединению детей с нарушением зрения с нормально видящими сверстниками. Опыт свидетельствует, что дети с нарушением зрения чувствуют себя спокойно, когда находятся в коллективе здоровых детей. Но чтобы ребёнок успешно адаптировался в кругу своих сверстников, педагоги должны умело применять необходимые для этого знания, умения и навыки.

В нашем дошкольном учреждении для детей с амблиопией и косоглазием, дети находятся под регулярным наблюдением врача-офтальмолога, воспитателей, тифлопедагога, учителя-дефектолога, которые умело владеют необходимыми методиками развития. Из опыта совместной коррекционно-педагогической деятельности работники детского сада сделали вывод о том, что подготовку к школе детей с нарушением зрения надо начинать с ранних лет. В этом процессе должны участвовать и родители, и педагоги, и врачи, проводя профилактическую работу для частичного или полного устранения патологии зрения. Их работа взаимосвязана и побуждает детей к эмоциональному и речевому общению друг с другом и взрослыми. Здоровые дети прекрасно контактируют со слабовидящими детьми, оказывают им посильную помощь, заботятся о них. А это влияет на овладение слабовидящими детьми социального опыта.
В нашем детском саду в подготовительной группе большое внимание уделяется адаптации к школе. Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень готовности к школьному обучению, в отличие от здоровых детей, так как у них недостаточно сформированы компенсаторные процессы.
Педагоги детского сада организуют любое занятие ребенка с учётом развития мелкой моторики рук. Это игры с разноцветной мозаикой, с цветным песком, различными конструкторами, лепка из глины, теста, воска, пластилина, штриховка или раскрашивание контура предмета восковыми мелками, игры с цветными резиночками, собирание пазлов, нанизывание бусин и пр. Подготовка к школе детей с нарушением зрения

На представленном фото изображен тренажёр, который используется в коррекционных дошкольных учреждениях. Он служит для развития мелкой моторики, мышления, наблюдательности. Занимаясь на этом тренажере, дети двигают круг по вырезанной линии и следят за движением своей руки.
Линии могут быть разнообразными: прямые, ломаные, сплошные, закругленные, в виде спирали. Постоянная активная работа пальчиками даёт хорошую гибкость и подвижность рук, исчезает затрудненность движений, а это формирует навыки осязания и письма.
При однообразной деятельности дети с нарушениями зрения быстро утомляются, поэтому необходимо чередовать виды деятельности с опорой на зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. В детском саду «Теремок» образовалась единая система взаимодействия коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работы с особенными детьми.
Когда ребёнок достигает определённых результатов, пусть даже не очень больших, этому радуются все: как педагоги, так и родители. Они видят, что ребёнок научился нанизывать бусинки на леску или у него получается ровно и красиво написать букву. Им хочется дальше активно заниматься со своим ребёнком, прислушиваясь к компетентному мнению педагогов, чтобы достичь ещё больших результатов.
Работа строится только на рекомендациях специалистов. Эффективность лечебно-восстановительной работы в сочетании с психолого-педагогическими мероприятиями даёт положительные результаты. В итоге каждый год у 82% детей корректируется зрение, а у 21% полностью восстанавливается. В результате правильной коррекционной работы у дошкольников с нарушением зрения создается нерушимая основа их успешности обучения в школе.


Добавить комментарий

Читайте по теме: