Проблемы формирования патриотической личности

ПедСовет

Число волонтеров в России за 2017 год выросло на 20% по данным Росстата. Такое внимание к проблемам ближнего появляется у учеников с воспитанием в них любви к родной земле, считает Марина Колупанова. Как воспитать такую личность — в ее новом тексте.

Основные требования нашего мира сегодня – это формирование патриотизма личности, его гражданственности и любви к родине, в связи с этим перед обществом становится задача подготовки этой личности, которая смогла бы самостоятельно оценивать происходящее и строить свое будущее в соответствии с интересами окружающего мира. Решение данной задачи связано в первую очередь с формированием устойчивых гражданских свойств личности. Поэтому цель общества сегодня – научить детей правильно ориентироваться в настоящем и планировать свое будущее. Эти задачи ставятся в первую очередь перед школами в воспитательных процессах.

Начальным этапом в формировании патриотической личности становится конечно же, познание своего прошлого, как необходимость воспитания чувства гордости и правильного позиционирования себя в настоящем. Одним из факторов  влияния на личность становится семья со своей гражданской позицией, другим не маловажным фактором является – школа. Образовательное учреждение является центром духовно-нравственного воспитания, хранилищем социальной памяти  и культурного наследия, прежде всего местного сообщества – семьи, дома, района, округа.

При рассмотрении теоретических проблем, связанных с определением понятия патриотического и гражданского воспитания, были исследованы труды, как педагогических работников, так и научных исследователей в этой области. Анализ литературы позволил прийти к выводу о том, что в настоящее время понятие патриотичности и гражданственности все больше остается в прошлом, поскольку нынешняя молодежь ставит перед собой другие приоритеты. Поэтому для того, чтобы скоординировать их деятельность в нужное русло необходимо проводить с ними исследовательские работы, которые приобщали бы их к культуре, духовности, любви к своей Родине.

Значительным в современных условиях представляется и роль музея в системе воспитательного процесса развития общества. Полное усвоение учебного материала невозможно без применения наглядности. Участие учащихся в музейной и выставочной деятельности способствует развитию у них навыков краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а также обучению основам наук, не входящих в школьную программу: генеалогией, археологией, этнографией, музееведением и др. Также развиваются азы исследовательской деятельности учащихся: он самостоятельно формулируют темы исследования, проводят анализ, работают с источниками и критикой, формулируют гипотезы и идеи, занимаются их проверкой и оформляют выводы. В итоге это приводит к формированию аналитического подхода: навыкам отличать достоверное от фальсификации, объективное и субъективное, находить связи между целым и частью и т.д.

Рассматривая специфику форм и средств музейной деятельности при включении их в воспитательный процесс, хотелось бы выделить следующее: что при построении музеев особое внимание следует уделять именно психологическим требованиям подрастающего поколения. Необходимо учитывать интересы  аудитории, связывая их с научно-практической деятельностью. Для того чтобы заинтересовать даже самого придирчивого обывателя необходимо построить сюжетную линию музея так, чтобы воспитанникам хотелось самим заняться исследовательской работой. Поэтому при построении музейной экспозиции необходимо определить цели, задачи, функции, жанр и конечно же средства музейной деятельности. Особое внимание также следует уделить правильности построения экспозиций, ее универсальности, поскольку это очень важно при работе с различными категориями посетителей. В наше время этот процесс очень усложнен, поскольку многие не уделяют ей должного внимания, многие экспозиции, как правило не учитывают детскую аудиторию, размещают материал таким образом, что дети не всегда могут рассмотреть экспонаты, а тем более прочитать их.

При выделении основных критериев отбора предметов музейного значения для внедрения их в учебно–воспитательный процесс необходимо в первую очередь определить специфику музея. После этого начинается процесс сбора предметов музея. Главное для музейного предмета – его смысловое значение, художественная ценность или информационный потенциал.

Практическая деятельность создаваемого музея МБОУ «Желябовской СОШ» и его влияние на успешное формирование гражданско- патриотической личности, в конкретном регионе значительно возрастет. Поскольку этот музей носит характер краеведческий, то в его экспозициях дети будут видеть в первую очередь себя, через призму выставочных предметов. Все это позволяет закрепить знания по истории, сделав и более образными, кроме того учащиеся узнают историю и традиции своей малой Родины, видят взаимосвязи ее истории с историей Родины большой.

На наш взгляд это и будет их стержнем в формировании гражданско-патриотической личности, которая в дальнейшем будет составлять основу нашего будущего.  При рассмотрении особенностей формирования и перспективной деятельности школьного музея «Исторический путь» следует отметить, что создание такого фонда необходимо для полноценного развития детей. Поскольку, участвуя в его создании, дети смогут ближе познакомиться с историей родного села, по-другому взглянуть на своих предков, получить возможность сравнить их жизнь и свою. Он поможет каждому из подрастающего поколения почувствовать себя нужным для общества. Позволит развить в них духовные, гражданские ценности, сформировать в них любовь к Родине и уважению к старшему поколению, что на сегодняшний день является очень актуальным. Также музей станет ощутимым дополнением в образовательном процессе, поскольку наглядность, которую он даст позволит закрепить знания, которые они получают на уроках.


[mailerlite_form form_id=4]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: