Развитие речи и коммуникативных навыков дошкольников посредством технологии «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича

ПедСовет

Данная методическая разработка поможет педагогу дошкольной образовательной организации в применении современной образовательной технологии «Сказочные лабиринты игры В.Воскобовича» по развитию у детей речи и коммуникативных навыков, логико-математического и пространственного мышления, развитие познавательного интереса и мелкой моторики рук.

Речь, как одно из средств коммуникации является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью доказывают, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение — развиваются через речь.

Как показывает практика, большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Работая в группе с детьми с общим недоразвитием речи, я вижу, как осознание своего неумения правильно произнести слово доставляет ребенку большое огорчение. 

Углубленно работая несколько лет над логико-математическим развитием дошкольников, предположила, что помочь ребенку справиться с речевыми проблемами может образовательная технология «Сказочные лабиринты игры» В.Воскобовича.

Как признается сам Вячеслав Вадимович Воскобович, в педагогику его «привели» собственные дети, сыновья. Задумался о их развитии, да так крепко, что в конце концов это стало делом жизни.

Начало 90-х – это время поиска чего-то нового и альтернативного. Тогда и родилась методика В. Воскобовича. И пошло, поехало… Стали приглашать на семинары. Сначала в Питере. В 1993 году состоялся первый выездной семинар в Краснодаре.

  В начале 90-х Вячеслав Вадимович Воскобович организовал фирму по выпуску игр. В настоящий момент это ООО «Развивающие игры Воскобовича» – единственный производитель игр и пособий автора.

Интерес детей к сказкам — это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается.

Развивающие игры — интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре. 

       Основные принципы, заложенные в основу этих игр — интерес — познание – творчество становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. 

В основу предлагаемой разработки положен опыт автора данной работы, отработанный в течение трех лет. 

Была поставлена цель: создать условия для речевого и коммуникативного развития старших дошкольников посредством образовательной технологии «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича.

Задачи: 

1. Обучающая: совершенствовать грамматический строй речи, формировать навык коммуникативной культуры – умение слушать друг друга и договариваться между собой в процессе решения различных задач.

2. Развивающая: развивать гибкость мышления, доказательную речь, способность придумывать необычные решения, видеть противоречивые свойства в предметах и явлениях, 

3. Воспитательная: воспитывать готовность помогать тому, кому трудно; формировать дружеские взаимоотношения.

Была приобретена необходимая методическая литература, составлен перспективный план работы по технологии. Создавать условия мы начали с приобретения и изготовления с помощью родителей дидактических пособий: «Геоконт», «Коврограф», «Счетовозик», «Змейка», «Квадрат Воскобовича», «Геовизор», «Прозрачные квадраты «Нетающие льдинки», «Волшебный лес». Часть пособий была приобретена, а часть выполнена своими руками и совместно с родителями и детьми на мастер-классах. (Приобретены геоконты на подгруппу детей, а большой геоконт для наглядности был изготовлен самим автором разработки. Геовизор также был изготовлен самостоятельно.) Проведен мастер-класс для родителей, на котором познакомила их с данной технологией и совместно создали панно «Сказки фиолетового леса». 

Оттого, что в процессе внедрения данной технологии в образовательный процесс группы приходилось прикладывать много усилий, тем более ценным и эффективным становилось ее применение и радость от собственных стараний. 

Организация занятий с детьми по технологии 2 раза в неделю в вечернее время, по подгруппам и индивидуально, в соответствие с перспективным планированием (приложение 1).

При проведении занятий с использованием пособий «Геоконт», «Нетающие льдинки», «Чудо-крестики» дети придумывают названия составленным предметным силуэтам, описывают их, рассказывают о назначении предметов, сочиняют рассказы, например, «Какой бывает сказочной зима?», беседуют друг с другом и взрослым, высказывают предположения. 

В детской деятельности используются такие игры на буквенный анализ слов, как «Конструктор букв», «Прозрачные буквы, цифры», «Геоконт», «Шнур-затейник» составление букв из частей по графическому образцу, придумывание и видоизменение слов. Коллективное составление слов из заданных букв в  пособии «Яблонька» развивает у детей умение самостоятельно принимать общее для всех решение, учитывать умение других, слушать и слышать другого.

Работа над грамматическим строем речи (согласование существительных с прилагательными, существительных с числительными, работа над отрабатыванием предложно-падежных окончаний, практическое употребление предлогов, слов-синонимов, слов-антонимов),осуществляется с помощью следующих упражнений: например, изучая тему «Посуда» детей можно попросить продолжить предложения с выложенным контуром чашки, изменяя слово, обозначающее предмет посуды по падежам, образование множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных существительных, например, (резинка-резиночка, дом-домик, паук-паучок. Работа над связной речью (составление рассказов по заданному персонажу, развитие фонематического слуха, например, пособие «Коврограф» — ПаВлин – правый верхний угол коврографа, ЛаНь – левый нижний).

На «Геоконте» для обозначения точек используются буквы, что способствует непроизвольному запоминанию букв. Дети при работе с «Геоконтом» выкладывают контуры по схеме, по картинке, по названию координат, оречевляют свои действия, развивая внимание, мышление, восприятие, ориентировку в пространстве, понимание сложных речевых инструкций. В процессе использования с детьми технологии Воскобовича педагог закрепляет поставленные звуки в словах, предложениях, развивает слухо-речевой самоконтроль детей.

Технология разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений образовательного процесса. В игровых ситуациях на фоне преобладающего логико-математического развития решаются вопросы познания мира предметов и природы. Детям предоставляется возможность выполнить физические упражнения, участвовать в экспериментировании, рисовать придуманный предмет, представлять себя персонажем и от его лица рассказывать, показывать, как он будет действовать. Кроме того, использование сюжета позволяет затрагивать нравственные проблемы поведения сказочных героев в различных бытовых ситуациях, беседовать о нормах и правилах поведения, принятых в социальном обществе. Например, какой и как выбрать подарок для своих друзей и знакомых, когда лучше приходить в гости, как вести себя за столом и т.д. Образовательное пространство методики «Сказки Фиолетового леса» выстроено по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как бы «накручиваясь» по спирали.

Использование технологии «Сказочные лабиринты игры» дает хорошие результаты: отмечаю, что дети быстрее запоминают названия геометрических фигур, легко сравнивают их с окружающими предметами, стараются изобразить при помощи разноцветных веревочек на Коврографе, паутинок на «Геоконте» и складывать из Волшебного квадрата. Обогащается словарный запас детей по всем лексическим темам, по геометрическим понятиям (геометрия, угол, отрезок, прямая, луч и др.). 

Автор — Екатерина Щербинина, педагог-психолог

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: