Тема урока: Решение задач в 3 действия с величинами скорость, время, расстояние.
Цель; к концу урока учащиеся научатся решать задачи в 3 действия с использованием приобретенных раннее знаний при решении задач на движение.
Задачи: 1.Образовательные:
Упражнять учащихся в решении задач разных видов, связанных с движением. Повторить правила и формулы, позволяющие решать данные задачи. В процессе работы закрепить вычислительные навыки.
2. Развивающие:
Развивать умения устанавливать взаимосвязи между математическими понятиями, сравнивать, обобщать, пользоваться схемами, составлять краткие записи, решать задачи по действиям и с помощью выражений. Развивать познавательную деятельность, эрудицию учащихся, умение самостоятельно применять полученные знания в разнообразных ситуациях, умение оценивать свою работу на различных этапах и в целом за урок.
3.Воспитательные:
Формировать коммуникативные умения: работа в парах, участие в совместном обсуждении проблемы. Способствовать воспитанию общей культуры, гуманного отношения к окружающим. Воспитывать умение контролировать своё поведение на дороге.
Методы организационной деятельности: наглядные, практические, частично-поисковые.
Методы стимулирования интереса: элементы занимательности, создание проблемных ситуаций и ситуаций успеха, познавательные игры, лист самооценки.
Методы контроля: индивидуальный и фронтальный.
Формы обучения: дифференцированный подход к учащимся.
Ход
урока
I.Организационный момент
Путь
познания не гладок.
Но знаем мы со
школьных лет,
Загадок больше, чем
разгадок,
И поискам предела нет!
—
У нас урок математики. Его предлагаю
провести под девизом: Тише едешь –
дальше будешь.
— Что это? (пословица)
Как понимаете эти слова?
(Не торопись,
когда едешь куда-либо, делаешь что-либо.
В прямом смысле это означало»не торопи
лошадей, можно загнать их и тогда вообще
никуда не доедешь».В переносном –
«делай медленно, но уверенно и тогда
достигнешь цели»)
II.
Стадия вызова
— Решите задачу
Лора задачу быстро решила:
«800 километров проедет машина
За 8 часов. Какова её скорость?»
Лора решает не беспокоясь:
800 умножает на 8 скоро.
Ответ получает…
— Права ли Лора? Почему?
III.
Актуализация знаний. Целеполагание.
1.
– Какие величины использовала Лора при
решении задачи?
Скорость,
время, расстояние
— Охарактеризуйте
каждую
Скорость- это расстояние,
пройденное за единицу времени.
Расстояние-
это путь движущегося тела.
Время
в пути движущегося тела.
Задача простая
или составная?
Тема: Решение задач
в 3 – 4 действия с величинами скорость,
время, расстояние.
— Чему будем
учиться на уроке?
— Сегодня на уроке
мы продолжим решать задачи на движение.
Будем учиться решать составные задачи,
чертить таблицу; составлять план решения,
закреплять вычислительные навыки.
IV. Минутка чистописания
— Какой сегодня по счету день недели?
На минутке чистописания понадобятся цифры 3 и 0.
(показ на доске)
— Определите закономерность.
— Как увеличивается каждое следующее число?
3 30 300 3 000 30 000 300 000 3 000 000
5 90 60 2 999 500 3000 3 001 000
1 число увеличь на 2 единицы.
2 число увеличь в 3 раза.
3 число уменьши в 5 раз.
4 число уменьши на 1 единицу.
5 число уменьши в 5 раз.
6 число уменьши в 1000 раз.
7 число увеличь на 1000 единиц.
V.Устный
счет
—
Чтобы решить задачи, что надо вспомнить?
(формулы)
1.
Работа в парах.
Каждому
учащемуся раздаётся карточка.
Закончи
высказывание:
а) Чтобы найти
расстояние, нужно S =… ( v х t)
б)
Чтобы найти скорость, нужно v = … ( s :
t)
в) Чтобы найти время, нужно t = …
(s : v)
г) Запиши единицы измерения
времени: … (ч,мин,сек)
д) Запиши
единицы измерения скорости:… (м/c,км
/ч,м/мин)
е) Запиши единицы измерения
расстояния:… (см,м,км)
Проверка
коллективно. (Формулы на доске)
—
Положите перед собой оценочный лист и
оцените свои знания по разделу:
правила.
2.
Самостоятельная работа (Разноуровневые
задания)
1 уровень
1)
Лыжник шёл 2 ч со скоростью 9 км/ч. Сколько
км он пройдёт?
2) Турист из города
в горы прошёл 90 км со скоростью 5 км/ч.
Какое время он затратил на этот путь?
3)
Велосипедист за 10 ч проехал 180 км. Какова
скорость велосипедиста?
2 уровень
1) За 5 часов автобус проедет 400 км. Какое расстояние он проедет за 7 часов?
2) В первый день автомобилист ехал 5 часов со скоростью 72 км/ч. Во второй день он проехал такое же расстояние за 4 часа. С какой скоростью ехал автомобилист во второй день?
3 уровень
5) Моторная лодка двигалась 4 часа со скорость 45 км/ч. Это составляет третью часть пути, который надо преодолеть. Какое расстояние должна пройти лодка?
Самопроверка
VI. Физминутка
1)
«Часики» — повороты глазами влево
— вправо без поворота головы.
2) «Маятник»
— наклоны туловища влево и вправо, а
затем вперед и назад.
3) «Колесики»
— круговые движения согнутыми в локтях
и приставленными к плечам руками.
4)
«Будильник» — хлопки над головой.
5)
«Пружинка» — приседания.
6) «Часы
идут, идут, а с места не сойду…» —
ходьба на месте.
VII. Стадия осмысления.
1) Знакомство с задачей с. 140 № 1
Чтение задачи. Объяснение решения.
—
Какой вопрос ещё можно поставить к
задаче?
2) Решение задач.
Коллективно
а)До остановки поезд ехал 2 часа со скорость 65 км/ч, после остановки 3 часа со скоростью 58 км/ч. какой путь прошёл поезд?
Самостоятельно.
б)Легковая машина ехала 5 часов по асфальту со скоростью 80 км/ч и 4 часа по грунтовой дороге со скорость 50 км/ч. На сколько км больше она проехала по асфальту, чем по грунтовой дороге?
— Какой вопрос надо поставить к задаче, чтобы она решалась делением.
VIII.
Физминутка
Жизнь
= здоровье + семья +учёба + друзья
Что
помогает человеку быть здоровым?
(Движение, прогулка, правильное питание,
и, конечно осторожность).
Движение-это
жизнь. Человек, который мало двигается,
быстро дряхлеет. Ведь недаром
говорится:
Люди с самого рождения
Жить
не могут без движения.
Наклонились,
ну-ка, ну-ка!
Распрямились,
потянулись.
А теперь назад
прогнулись,
Разминаем руки,
плечи,
Чтоб сидеть нам было
легче.
Голова устала тоже
Так
давайте ей поможем
Вправо-влево,
раз и два-
Думай, думай голова.
Хоть
зарядка коротка,
Отдохнули мы
слегка.
IX. Применение полученных знаний.
1) Самостоятельное решение задачи
Велосипедист за 3 часа проехал 24 км, пешеход за 4 часа прошёл 16 км. Во сколько раз скорость пешехода меньше скорости велосипедиста?
Взаимопроверка
Реши задачу по действиям с пояснением.
2)
Составь аналогичную задачу с числами
36 км, 9ч, 72 км, 6 ч
3) Дифференцированное
задание.
1 уровень
Прочитай задачу. Напиши вопрос.
Геологи 2 часа летели на вертолёте со скорость 90 км/ч, затем 3 часа ехали на лошади со скоростью 15 км/ч.
Заполни таблицу.
Скорость (км/ч) | Время (ч) | Расстояние (км) |
На вертолёте | ||
На лошади |
Запиши решение.
2 уровень
Прочитай задачу.
Геологи 2 часа летели на вертолёте со скорость 90 км/ч, затем 3 часа ехали на лошади со скоростью 15 км/ч. А остальной путь прошли пешком. Сколько км они прошли пешком, если весь путь составил 240 км.
Заполни таблицу.
Скорость (км/ч) | Время (ч) | Расстояние (км) |
На вертолёте | ||
На лошади | ||
Пешком |
Запиши решение.
3 уровень
Прочитай задачу.
Геологи 2 часа летели на вертолёте со скорость 90 км/ч, затем 3 часа ехали на лошади со скоростью 15 км/ч. А остальной путь прошли пешком со скоростью 3 км/ч. Сколько времени геологи шли пешком, если весь путь составил 240 км.
Заполни таблицу.
Скорость (км/ч) | Время (ч) | Расстояние (км) |
На вертолёте | ||
На лошади | ||
Пешком |
Запиши решение.
Проверка в группах.
X. Рефлексия.
Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока.
— Как вы думаете, удалось нам достичь результата? Почему?
— Кто из вас считает, что сегодня на уроке он решал задачи лучше, чем на предыдущих?