Конспект урока по окружающему миру «Самая важная смесь — говорим о воздухе»

ПедСовет

Конспект для учеников 3 класса. Автор — Росткова Эльвира Андреевна, учитель начальных классов.

Цели:познакомиться с понятием воздушной оболочки Земли – атмосферой, выучить состав воздуха и основные свойства этой смеси.

Минимум: знать понятие атмосфера, запомнить наиболее важные газы, входящие в состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Знать основные

свойства воздуха: расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, имеет маленькую плотность, прозрачность, отсутствие цвета и запаха.

Максимум: знать, что в состав воздуха входят также гелий, водяной пар и другие газы. Объяснять, откуда берется ветер, выталкивающая сила воздуха.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Научить ценить научные знания и изобретения, облегчающие жизнь человека.

Оборудование:

  • Раздаточный материал
  • Мультимедиапроектор, компьютер, экран (время активного использования технических средств – 10 минут с перерывами, время активного слушания аудиозаписи – 1минута)
  • веер,
  • шприц
  • керосиновая лампа, салфетка.
  • Сопровождающая урок презентация

Технологии:

  • Проблемно- диалогическая
  • ИКТ
  • КСО
Этапы урока Ход урока Деятельность учеников Предполагаемые ответы детей УУД

Результат реализации ООП Приложение
1.Организационный момент. Актуализация знаний и создание проблем ной ситуации.

























































































2.Открытие новых знаний. Самостоятельное применение знаний.
































































































3.Итог урока.






4.Рефлексия.



5.Домаш-нее задание.
Сегодня мы начнем наш урок с песенки озорной девчонки Пеппи Длинный Чулок (из мюзикла В. Дашкевича) Кто знает песенку можете подпевать. (Если сесть на воздушный шар и подняться как можно выше, чтоб Земля была маленькой- маленькой, как комар…) Ребята, подумаете, можно ли на воздушном шаре улететь в космос? Кто считает – да, покажите плюс, нет — покажите минус. Мнения разделились. Кто из вас оказался прав мы узнаем чуть позже. А для того чтобы полететь на воздушном шаре, что человек должен знать?


Определение темы урока. А знаем ли мы с вами эти свойства? Догадались какую тему мы будем обсуждать? Актуализация опорных знаний. Зато мы уже знаем свойства воды. Может они нам помогут разобраться. Разделимся на две группы- эксперты и специалисты. Эксперты задают вопросы, специалисты отвечают. Что дует в свисток вскипевшего чайника? Почему закрытую банку со сгущенным молоком нельзя долго нагревать?

Какие предметы тонут в воде?
Можно ли сжать воду? Где используют?

Почему мы можем ходить в чистой одежде? Благодаря чему у людей есть водопровод.
Экспертиза прошла успешно. Молодцы!
Как вы думаете, связаны ли вода и воздух в природе?

Давайте вспомним, как называется воздушная оболочка Земли? Какие функции атмосферы вы знаете. ( мяч)


Послушайте рассказ барона Мюнхгаузена: «Как –то раз во время похода я оказался посреди большого болота. Запах стоял ужасный, дышать было невозможно. Тогда я завязал себе рот и нос плотной тканью, через которую совсем не проходил воздух. Целых четыре часа я ехал по болоту и не чувствовал никаких запахов. Зато уж потом в лесу отдышался» Может ли такое быть?

Ребята, воду мы можем потрогать, мы ее видим. А как доказать что в классе есть воздух? Отгадайте загадку ( запись на доске) Ветки ломает, Пыль поднимает, Людей с ног сбивает. Слышишь его, да не видишь его. ( ветер) А можно почувствовать в классе ветер? Ветер – поток воздуха. Снова внимательно прочитайте загадку. Догадайтесь, о каком свойстве ветра говорится? Где можем использовать? Самый чистый способ получения энергии, природа при этом не загрязняется. Послушайте рассказ барона Мюнхаузена: «Однажды мы плыли парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах летел к далеким таинственным берегам». Может ли такое быть?

Как почувствовать в классе ветер?

Опыт 1 Возьмите веер и проведите опыт.
Вспомнив еще одно свойство воды, скажите, почему лед плавает?


У меня в руках пустой стакан. Кто со мной не согласен, докажите свою точку зрения. Сейчас узнаем, имеет ли плотность воздух. Давайте проведем опыт. Опыт 2 Переверните стакан, поймайте деревянную бусинку стаканом и медленно опускайте стакан в воду. Воздух своим весом давит на воду, уровень воды увеличивается. Вспомните закон Архимеда. Хотя воздух имеет плотность меньшую ,чем вода, но на него можно опираться, если двигаться с большой скоростью. Где это используется? У меня на доске 3 схемы: жидкости, твердого вещества и газа. Покажите пальчиками, какая по счету схема воздуха.

Теперь вы сможете определить , где у меня записана плотность воздуха: 1000 кг/м3 или 1, 29 кг/м3?

Какое свойство воды еще знаете? Проверим, а воздух расширяется при нагревании? Я включила керосиновую лампу. Что происходит с воздухом? ( салфетка поднимается)



Где это свойство используют?

Посмотрите на картинку и угадайте, какому воробью теплее? Воробей справа нахохлился ,окружил себя воздушной оболочкой. Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло. А стекло в рамах защищает от холода?
Опыт 3 Возьмите шприц (без иглы) и поставьте его поршень в среднее положение. Теперь зажмите пальцем отверстие для иглы, попробуй сжать и растянуть воздух. Сделай вывод. Вы почувствовали упругость воздуха. Где это свойство используют, как вы думаете?
Опыт 4 У меня в банке зажженная свеча. Я накрываю сверху стакан. Почему свеча погасла?
На диаграмме показан состав воздуха. Сделайте вывод.



У меня два воздушных шарика. Почему они ведут себя по- разному? (один наполнен воздухом, другой- водородом) На шарик действует выталкивающая сила.

Как вы думаете, для чего человек изучал все эти свойства?


Закрепление. 1.Сейчас вы сами попробуете определить, какие свойства воздуха важнее для вашего предмета. ( у детей карточки с названиями предметов: мяч, одеяло, воздушный шар, самолет, парашют т.д )


2. 2-3 задания на выбор из рабочей тетради Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.

Теперь, когда мы узнали свойства воздуха, кто был прав: на воздушном шаре можно улететь в космос?
– Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему учились?



– Кто или что вам помогало справиться с заданиями? – Кто доволен сегодня своей работой?




Задание по группам: Что было бы на Земле, если бы воздух не имел…(исключать свойства)
Дети слушают и подпевают.


Дети условными обозначениями показывают плюс и минус.








Первый ряд-эксперты- задают вопросы по пройденной теме 2,3 ряд- специалисты- отвечают на вопросы.





















Ловят мяч. Называют функции атмосферы.




Рассказывает подготовлен ный ученик.









Читают с доски.



Отгадывают загадку.







Рассказывает подготовленный ученик.






Работа в группе. Дети проводят опыт.







Работа в группе. Капитан выполняет.

Показывают, какую схему выбрали.








Наблюдают за опытом, который проводит учитель.




Обсуждают в группе и высказывают общую точку зрения.



Работа в группе. Каждый проводит опыт.


Наблюдают за опытом, который проводит учитель. Дети обсуждают в группе и высказывают мнение группы.
Дети наблюдают за полетом шариков.

Дети обсуждают в группе и высказывают мнение группы. Дети читают свою карточку и делятся на группы по свойствам.



Выполняют работу в тетрадях, сверяются в парах.
Аргументируют
Обобщают.




Высказывают мнения и делают выводы.

















-Свойства воздуха. Как построить воздушный шар.
-Пока нам неизвестно.





Пар. Вода при нагревании расширяет объем, и банка может взорваться. Состоящие из вещества, которое тяжелее воды. Нет. Изобрели домкрат и гидравлический пресс. -Вода растворитель. -Открыли закон сообщающихся сосудов.

Да, круговорот воды в природе. Растения создают органические вещества из углекислого газа и воды. Атмосфера. Защищает от губительных солнечных лучей, падения метеоритов, от перегрева, от переохлаждения.




Нет. Воздух нельзя запасти надолго.
Если бы не было воздуха мы бы задохнулись.



Ветер. Вентилятор, веер, сквозняком двери открывает.
Силе ветра. Парус, мельницы, ветряные электростанции.

Нет, не может, парусные суда движутся только за счет ветра. Устроить сквозняк, с помощью веера или вентилятора.

Лед имеет, меньшую плотность , чем вода, поэтому и плавает.
В стакане есть воздух.







Для полета разных летательных аппаратов.
Молекулы воздуха находятся дальше друг от друга. Значит, воздух менее плотный, чем вода. -Вода расширяется при нагревании. Воздух нагревается , становится легче и поднимается вверх, двигая салфетку.
Воздушный шар.

Звери поднимают шерсть, а человек надевает свитер. Между рамами воздушная прослойка удерживает тепло в помещении.



В надувных предметах: мячах, матрасах, шинах.

Нет доступа воздуха.
Мы узнали, что воздух- это смесь газов. Больше всего в составе воздуха азота и кислорода.
В одном шарике более легкий газ, поэтому он улетел к потолку.

Человек изучил свойства воздуха и научился их использовать в жизни.




Личност ные результаты




Познавательные УУД










Регулятив ные УУД






Познавательные УУД















Регулятив ные УУД

Коммуника тивные УУД






Регулятив ные УУД
Познавательные УУД




Регуляти вные УУД

















Познавательные УУД




Регулятив ные УУД









Регулятив ные УУД



Познавательные УУД



Коммуника тивные УУД










Познавательные УУД








Коммуникативные УУД







Коммуника тивые УУД











Личностные результаты




Познавательные УУД









Личностные результаты









Регулятивные УУД




Осознание себя как ученика. Умение приготовить все необходимое к уроку. Стремление выполнить работу. Понимание того, что нужны опорные знания для последующей работы.



Оценка ( осознание качества и уровня усвоения)



Умение осуществлять причинно-следственные связи. Умение обобщать








Осознание того, что знают.
Умение точно выражать свои мысли.





Умение слушать и слышать.


Подведение к выводу.



Принимать и сохранять учебную задачу.














Подведение к выводу.



Принимать и сохранять учебную задачу. Осознание того, что знают.



Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Рассматри-вать иллюстрации, извлекать из нее информацию.

Оформлять свои мысли в устной форме.







Демонстрационный материал использовать для получения информации.

Подведение к выводу. Строить рассуждения, использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, умение работать в группах.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы
Анализиро-вать и оценивать тексты учебника и учебные задания.

Чувствовать ответственность за свой выбор. Формулиро- вать своё мнение, свою позицию. Осознавать мотивацию к учебной деятельности; понимать причины своего успеха или неуспеха в учебной деятельности. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Слайд 1





































Слайд 2










Слайд 3



Слайд 4





Слайд 5



Слайд 6


Слайд 7




















Слайд 8



Слайд 9















Слайд 10



Слайд 11







Слайд 12




























Слайд 13
















Слайд 14

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: