Автор — Власова Ольга Борисовна
Основным направлением образовательной деятельности педагога дошкольного учреждения является раскрытие творческих способностей воспитанников, развитие детской инициативы с использованием современных педагогических технологий.
Современный педагог должен выходить за рамки «учитель» — «ученик» и строить отношения с детьми как партнер, друг, помощник, исключая авторитарный стиль общения с детьми.
Музыкальный руководитель в дошкольной образовательной организации должен строить свою работу под девизом: «Каждый ребенок талантлив!» и поэтому основной принцип работы с детьми — это раскрытие их творческих способностей. Конечно, нельзя всех сделать певцами или танцорами, но воспитать любовь к музыке, к культуре, дать основы музицирования и пения — профессиональная задача музыкального руководителя.
Музыкальные занятия в детском саду должны проводиться с учетом детской инициативы, поэтому это не только разучивание песен и танцев. Это расширение детского кругозора в области культуры, разговоры о театре, поэзии, живописи, балете, о различных профессиях творческой направленности и многое другое. Конечно, для дошкольного возраста такие направления в культуре сложны для понимания и здесь важно — правильно и интересно выстроить образовательный процесс. Поэтому в образовательной деятельности музыкальный руководитель должен использовать новые информационные технологии: партитуры, презентации, с учетом возрастных особенностей детей, а так же их предпочтений и вкусов; пользоваться наглядным материалом, музыкально-дидактическими играми на определенную тематику; создавать мини-фильмы с участием воспитанников, организовывать просмотр собственных выступлений и вместе с детьми их анализировать. Одним из эффективных направлений в работе музыкального руководителя является использование педагогической технологии – образовательные проекты. Реализация одного из таких проектов завершилась победой воспитанницы на муниципальном и региональном конкурсах детского творчества «Я – исследователь».
Музыкальный руководитель в ДОУ – проводник в мир искусства, он должен знакомить ребят с композиторами — классиками и их самыми значимыми произведениями, изучать творчество детских композиторов-песенников. Для лучшего усвоения материала предлагать детям самим сочинять небольшие песенки на определенную тему, чтобы они на своем личном примере узнали, что значит быть поэтом и композитором и какими навыками и умениями нужно для этого обладать.
Музыкальный руководитель нашего детского сада по профессии — пианист, поэтому ей очень близка работа в области инструментального исполнительства. Наш педагог старается с ребятами не просто играть в шумовом оркестре на инструментах, не имеющих определенной высоты, а осваивает с ними игру по нотам ( на металлофоне, фортепиано). Конечно, немаловажную роль в этом направлении играет личный пример педагога, поэтому, практически ни одно занятие, не обходится без звучания живой музыки на фортепиано.
Современный музыкальный педагог должен уделять большое внимание развитию вокальных способностей своих воспитанников. Совместно с детьми слушать песни различных исполнителей, искать свои варианты исполнения, придумывать сценический образ, композицию, обсуждать песни, их смысл, характер. Только в процессе такой музыкальной деятельности развивается мышление, воображение, фантазия детей. Выпускники детского сада поступают учиться в музыкальную школу и преподаватели отмечают высокий уровень подготовки наших детей.
Так же неотъемлемой частью образовательного процесса является воспитание патриотизма, любви к своей Родине, к родному краю. Музыкальный руководитель должен проводить праздники, развлечения, беседы, которые отражают традиции, обычаи, наследие нашего народа. Посещать вместе с детьми музеи, памятники, народный театр, библиотеки. В мини-музее музыкальных инструментов детского сада есть удивительный инструмент — настоящая саратовская гармошка. Наши воспитанники знают историю создания этого прославленного инструмента, первых и знаменитых исполнителей.
Еще одним из направлений в работе с детьми является театрализованная деятельность. Это самая сложная, но при этом самая интересная деятельность, в которой участвуют все дети. В нашем детском саду стало традицией ставить постановки любимых сказок воспитанников («Золушка», «Щелкунчик», «Снежная королева», «Три поросенка» и т.д.), а некоторые сценарии сказок сочиняются детьми и педагогом самостоятельно. Чтобы театрализованное действие получилось на высоком уровне — очень важно правильно распределять роли, поэтому каждому ребенку музыкальный руководитель предлагает самому выбрать персонаж, помогает ребятам «вживаться» в роль и в процессе работы перевоплощаться в своего героя. Создать атмосферу настоящего театрального представления помогают декорации и костюмы. Они тщательно продумываются и изготавливаются совместно с родителями детей. Такие театрализованные постановки вызывают восторг и радость, как у самих детей, так и у родителей. Наша театральная группа «Светлячки» имеет победы на региональных конкурсах.
И, конечно, большую роль играет взаимодействие с семьями воспитанников, т.к. активность родителей, их участие в образовательном процессе показывает то, что они тоже заинтересованы в развитии творческих способностей детей. Подготовка костюмов к праздникам, личное участие в них, все это, безусловно, сближает и дает возможность достигать высоких результатов в реализации поставленных задач. Музыкальный руководитель на практических занятиях родительского клуба знакомит родителей с миром искусства, проводит мастер-классы по изготовлению музыкальных инструментов своими руками.
Современный музыкальный руководитель, педагог в дошкольной образовательной организации — это человек, обеспечивающий личностное пространство ребенка для реализации его творческих идей и интересов.