Галина Боброва
Компонент оценивания наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям образования. Факт, что правильно организованный контроль и оценка снимают чувство тревожности и страха перед занятиями, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль [1].
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов учебной деятельности четко отработан, система дополнительного образования имеет свои особенности, и вопрос оценивания достижений остается одним из неопределенных. Закономерно, что в практике дополнительного образования, если существует хоть малейшая возможность, педагоги оценивают по школьным параметрам. Чаще всего результативность обучающихся в системе дополнительного образования оценивается по количеству и качеству их участия в конкурсных мероприятиях, фестивалях, олимпиадах. На первый взгляд, все логично и наглядно. Но данный способ оценивания имеет существенные недостатки. Во-первых, у детей разные исходные возможности освоения материала, полноты его усвоения. Во-вторых, трудно поддерживать индивидуальность в массовых мероприятиях. И не каждому данотактивно участвовать и побеждать. Конечно, нельзя исключать и этот способ оценивания, но, наверное, увлеченность, желание заниматься и в будущем профессиональный выбор, можно считать главным достижением.
В объединении «Компьютерные фантазии» Центра внешкольной работы Авиастроительного района г.Казани занимаются учащиеся первых классов, которые в соответствии с программой изучают графические редакторы (Paint и Net.Paint). Не умея еще хорошо читать и писать, первоклассники взялись за освоение компьютера. И сразу же возникли два глобальных вопроса: как учить и как оценивать их знания, умения и навыки?
Для решения первого вопроса на помощь пришла инфографика. Вопрос оценивания оставался открытым. Тогда и пришла идея демонстрации работ, выполненных за определенный период. В конце первой четверти был смонтирован первый фильм, в который вошли практически все работы первоклассников. С каждой четвертью количество работ увеличивалось, и организация регулярных виртуальных выставок лучших работ стало просто необходимостью. Положительные моменты таких мероприятий:
- мотивация к выполнению заданий качественно (прежде всего, правильно и красиво), чтобы она попала на выставку;
- возможность учащихся увидеть свои работы со стороны;
- возможность услышать отзыв о своей работе от одноклассников-зрителей;
- повышение самооценки и др.
Участие в такой выставке – это приобретение определённого опыта. Виртуальная выставка служит мониторингом, т.е. позволяет регулярно отслеживать качество усвоения знаний и формирование умений в процессе обучения и, по мере необходимости, корректировать продвижение обучаемого от незнания к знанию. И, наконец, виртуальную выставку можно считать отправной точкой для достижения новых целей.
1.Методическое письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».