В РАНХиГС изучили эффективность реформ в российском образовании

Новости

Ученые академии пришли к неутешительным выводам: нынешний уровень финансирования не позволяет развиваться системам общего и высшего образования.

Группа экспертов под руководством профессора Татьяны Клячко, директора Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) Академии, изучили опыт реформ в российском образовании и сравнили развитие сферы в России и развитых странах: США, Финляндии, Великобритании, Германии и Китая.

Главный вывод исследования: при нынешнем уровне бюджетного финансирования в 3,6% ВВП и его сохранении в будущем невозможно будет даже минимально развивать системы общего и высшего образования. Больше всего от недостатка финансирования в России страдает среднее профессиональное образование.

«С 2014 г., когда нормы сдачи ЕГЭ стали более жесткими, значительная часть абитуриентов направилась в организации среднего профобразования. До 2024 г. численность поступающих в СПО может вырасти в 1,5 раза. Если поток абитуриентов будет и дальше нарастать при практически падающем финансировании, то система не выдержит. Поэтому уже сейчас необходимо принимать упреждающие меры – обновлять материальную базу, больше платить преподавателям. При этом мы говорим именно о бюджетном финансировании, так как среднее профобразование, по Конституции, у нас общедоступно и бесплатно», – рассказала Татьяна Клячко «Учительской газете».

Как считают авторы, нехватка финансирования затронет и смежные области системы образования: молодежную политику, прикладные научные исследования в педагогике и общий уровень развития науки об образовании.

Ключевую роль в реформировании образования должны сыграть учителя, считают авторы. Такой вывод они делают после изучения опыта развитых стран. Поэтому важными для системы становятся вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей и их мотивация к работе. Опыт в данной сфере трудно признать успешным, признаются исследователи.

К подготовке и проведению реформ стоит подходить критически, к такому выводу приходят авторы. Это позволит привлечь достаточный объем ресурсов и эффективно их расходовать: «Необходимо обеспечить достаточный объем ресурсов для их проведения, поскольку, как показывает опыт прошлых реформ, дефицит финансирования (как бюджетного, так и внебюджетного) ведет к искажению реформаторской повестки».

Из какой сферы стоит перевести бюджетные средства на развитие образования?

Добавить комментарий

Читайте по теме: