5 способов создать позитивную атмосферу в классе

ПедСовет

Хорошая атмосфера в классе имеет решающее значение в учебном процессе, при этом создать её непросто, считает автор портала edutopia Том Гибсон. В статье он делится собственными секретами для улучшения климата в классном коллективе.

Я преподавал три года в государственной школе и два года в частной. Мне повезло побывать в двух совершенно различных средах. Я заметил, что на успеваемость и взаимодействие учеников друг с другом и со мной больше всего влияет атмосфера в классе. Я определяю атмосферу как настроения и энергетику учеников, что важно для класса, а что не имеет ценности. Я считаю, позитивная атмосфера в классе дает больше шансов ученикам хорошо учиться и общаться с одноклассниками и учителем.

Представляю пять моих наработок, каждая из них помогла мне построить позитивную атмосферу в классах средней школы. Думаю, что и в старшей школе они будут полезны.

Задавайте разные вопросы

Слова многое говорят о наших ценностях и надеждах. В своем классе я никогда не спрошу: «Есть ли у вас вопросы?», вместо этого я скажу «Какие вопросы у вас возникли?». Такая формулировка предполагает, что у учеников могут быть вопросы ко мне, и снизит страх их задать.

В прошлом году я придумал, как помочь детям не бояться отвечать на вопросы и вступать в дискуссии. Раньше я спрашивал: «У кого есть ответ?» или «Кто знает, как решить этот пример?». Теперь я спрашиваю: «Как вы думаете?», «Можете поделиться догадками?». Когда вас просят поделиться своим мнением, вы ощущаете куда меньше давления, чем когда вас просят объяснить правильное решение. Плюс, куда важнее понять сам процесс поиска ответа, чем просто его назвать.

Делайте дыхательные упражнения

Эта практика стала для меня открытием в новой школе. Мы зовем ее сосредоточением. Я не был уверен, что оно сработает в классе. Это казалось чем-то эзотерическим на первый взгляд. Но все оказалось проще. Когда я говорю ученикам об этой практике, я называю сосредоточение просто фокусировкой на важном. Вот пример сосредоточения:

Я прошу учеников сесть прямо и закрыть глаза или направить взгляд вниз на стол. Главное, свести к минимуму визуальную информацию. Затем мы все вместе медленно и глубоко вдыхаем. Вдыхаем носом, а выпускаем воздух ртом. Я прошу учеников (и себя) сосредоточиться на воздухе, почувствовать, как он проходит через нос. Я напоминаю, что если разум учеников блуждает и беспокоиться о том, что необходимо сделать, значит, им надо вернуться к ощущению дыхания, чтобы вновь сосредоточиться. Это продолжается минуту или две, затем мы начинаем урок.

Мне нравится, что после такого приема уроки начинаются в сосредоточенном и спокойном состоянии. Мой совет начинающим: скажите ученикам, что, если им некомфортно, они могут просто сидеть спокойно и не отвлекать других. Я всегда провожу практику с открытыми глазами и наблюдаю, как усердно выполняют указания ученики. Такие практики врачи рекомендуют ученикам, страдающим от депрессии и тревожности. Упомяните об этом вскользь на уроке – многие ученики скрыто страдают от таких психологических проблем.

«Дай пять!» пятница

Это просто. Я встаю возле двери с улыбкой и объявляю «Дай пять!» пятницу входящим ученикам. Ученики средних классов обожают эту акцию. Старшеклассники более холодны. Главное быть настойчивым в желании получить «пять» от ученика. Они смеются, я смеюсь, всем весело. Я сделал видео с последней нашей акции, из него вы сможете понять больше.

Заведите аккаунт класса в Инстаграм

Когда в классе происходит что-нибудь забавное, я записываю видео на телефон и позже выкладываю его в Инстаграм класса. Я делаю подписи к каждому видео или фотографии: инициал ученика + его действие (пр. А и Р спорят, простое ли число 1).

Это важно по нескольким причинам. Во-первых, вы показываете, как цените работу класса, вы готовы показать это всему миру. Во-вторых, вы общаетесь с детьми на их платформе. Я не подписываюсь на аккаунты учеников, но почти все они подписываются на аккаунт класса. Вы можете даже доверить вести аккаунт одному из учеников, это будет интересной практикой для него.

Также вы можете создать хэштег класса. Например, #класстомапоматематике. Имейте в виду, что вы не сможете контролировать публикации, ведь хэштег может добавить любой пользователь к любой фотографии.

Я знаю, некоторые школы жестко контролируют активность в соцсетях и использование мобильных телефонов, поэтому этот пункт подойдет не всем. Все родители наших учеников в начале года подписали согласие на съемку детей для школьных медиа. Я никогда не снимаю тех детей, чьи родители не дали на это согласие. Лучше будет, если вы пригласите родителей присоединиться к классному аккаунту (это не станет для них неприятным сюрпризом в будущем).

check-in-classroom

Еженедельная перекличка

Этот пункт можно выполнять по-разному, это зависит от школы и класса, в которых вы преподаете.

Когда я учил 5-й класс, каждый понедельник с утра по 15 минут мы совершали прогулку по классу. За её время ученики рассказывали, чем они занимались на выходных. Рассказывали только те из них, кто этого хотел, никакой обязаловки. Ученики обожали эти 15 минут. Конечно, некоторые из них вели себя нелучшим образом, но каких-то серьезных проблем с поведением в классе не случалось в эти переклички. Они интересны друг другу, надо только следить, чтоб они относились с уважением друг к другу и не перебивали.

В нынешней школе мы проводим перекличку по-другому. В учительской мы каждую среду собираемся вместе, и ученики делятся самым интересным, что произошло с ними за прошедшую неделю и чего они ждут от новой. По пятницам мы делаем перекличку по электронной почте. Я рассылаю ученикам письмо (в нашей школе у каждого ученика должен быть ноутбук или планшет), в котором прошу их сделать снимок экрана (скриншот) с текущими оценками по всем предметам, написать пару слов, как идут дела в классе. Еще я добавляю провоцирующие вопросы (в какой момент ты чувствовал себя счастливей всего, где ты был и что делал в тот момент). Также обычно я прошу поделиться каким-нибудь смешным видео или анекдотом, который им понравился. Самое важное в такой перекличке – мы с учениками подключаем их родителей. Я благодарю каждого ученика за его ответное письмо, и пересылаю нашу переписку его родителям. Они тоже оказываются в курсе дел и настроений своих детей.

Я думал, как организовать подобную работу в школах с меньшими технологическими ресурсами. Думаю, можно было бы использовать компьютерный класс раз в неделю. Также можно составить эти письма на бумаге и передавать через родителей.

Я постоянно использую новые методы, чтобы улучшать позитивную атмосферу в классе, регулярно советуюсь с другими учителями и внедряю их идеи. Ни одна из идей в этом тексте не принадлежит мне: я слышал о них, прочитал о них или увидел на чужом уроке, затем подгонял их к своему классу и своей личности.

Буду рад узнать о ваших способах улучшить атмосферу в классе.

Фото: http://time.com/
http://www.newslocker.com/


Добавить комментарий

Читайте по теме: