Анна Кузнецова в интервью Федеральному агентству новостей рассказала, численность педагогов-психологов в образовательных организациях в 2018-2019 учебном году составила 25,5 тысячи, полторы тысячи из которых занимают эту должность по совместительству. Доля учреждений, имеющих в штате педагога-психолога, составила 58,5%.
«То есть, по сравнению с предыдущим учебным годом, она выросла всего лишь на 10%. Естественно, что мы не говорим: «Сегодня концепцию приняли, завтра она должна быть реализована». Но 10% в год — я не думаю, что это высокий темп, учитывая тот объем задач, которые необходимо решить», – сказала Анна Кузнецова.
При этом, по ее словам, нельзя говорить о том, что этот показатель является главным.
«К сожалению, зачастую мы видим, что с детьми порой работают люди, которые не обладают необходимой квалификацией, компетенцией, которая, например, нужна, чтобы помочь ребенку, задумавшемуся о суициде. Мы были свидетелями того, как после работы психолога, ребенок шел на этот поступок. Он принял для себя такое решение, когда узнал, что работавший с ним сотрудник рассказал все его маме. Психолог не спрогнозировал такую ситуацию, это недопустимо», – рассказала детский омбудсмен, добавив, что это не единичный случай.
Подобные факты говорят о том, что нужно не только увеличивать число педагогов-психологов в школах, но и повышать качество их подготовки с учетом современных вызовов.
Отвечая на вопрос о том, почему все же возможность нанять педагога-психолога нашли менее 60% образовательных организаций, Анна Кузнецова привела пример по результатам поверки в Омской области.
«Как мы помним, по распоряжению правительства РФ есть определенные стандарты по размерам заработной платы, ведь это одно из важных условий наличия специалистов. По Омску за 2019 год средняя заработная плата составляла 34 тысячи рублей. В некоторых школах педагог-психолог, работая на одну ставку, получал почти на 50% меньше положенного — около 18 тысяч рублей», – привела данные омбудсмен в ходе интервью.
В спецшколах («где воспитываются дети, которые находятся в конфликте с законом») психологи получают еще меньше – по 15-17 тысяч рублей. «А ведь здесь эта работа особенно важна: она позволяет избежать рецидива, помочь ресоциализировать этих ребят», – добавила омбудсмен.
Она рассказала, что эта проблема обсуждалась с губернаторами.
«Да, сложно найти человека на такую зарплату. Приходится открывать дополнительные квоты, договариваться с вузами. Не стоит забывать, что речь идет и о нехватке специалистов, которые могли бы оказать действенную помощь. Возможно, нужны специального рода программы по обеспечению специалистами регионы», – резюмировала Анна Кузнецова.
Фото: пресс-служба Главы и Правительства Удмуртии
[mailerlite_form form_id=4]