В период жизни нашего государства, когда переход российского общества от единообразия жизненного пространства к многоукладности сопровождался утратой духовных национальных ценностей, падением нравов и высоких принципов общественной жизни, проблема духовного воспитания личности становится одной из важнейших.
Отечественная и мировая педагогическая культура в своей теории и практике определяет высокую степень сложности духовного воспитания и становления личности, указывает на неизбежную протяженность этих процессов во времени и необходимость активного участия в них учителя — наставника, способного приобщать своих воспитанников к высоким духовным ценностям бытия, учить их «духовному и нравственному деланию». Между тем, образовательные процессы в вузах и школах до сих пор преимущественно ориентированы на формирование и развитие интеллектуальных сил обучаемых. Духовно-нравственное воспитание зачастую подменяется приобщением личности к ценностям искусства и нормам моральных отношений.
Особая роль в становлении духовной культуры России отводится сфере дополнительного образования детей.
Дополнительное образование детей располагает большими возможностями и большим выбором. Здесь должно быть уютно каждому, как в семье: каждого любят, уважают, ценят независимо от успехов в учебе, да хотя бы за то, что он просто человек. Здесь о каждом заботятся настолько, что он становится интересен и себе и другим.
В дополнительном образовании каждый чувствует свою защищенность. Никакого насилия, исключены все условия для каких бы то ни было зачатков агрессии, вражды и жестокости. Всякий старший — друг и помощник младшего. Отношения между педагогами и воспитанниками — уважительные, доброжелательные, доверительные и дружеские.
Дополнительное образование – это путь к самому себе через страну знаний, мир красоты, игры, фантазии и творчества.
Дополнительное образование – это пространство, в котором воспитываются, осваивая духовное богатство народной культуры и народных традиций, источники нравственности и таинства ремесла; это поиск смысла жизни, идеала добра, любви и красоты.
Необходимость духовно-нравственного воспитания будущих спортсменов продиктована современной социокультурной ситуацией в системе детского спорта и образования в целом. Известно, что школьники не умеют быстро и объективно оценить ту или иную жизненную ситуацию, у них еще не сформировалось умение решать проблемы выхода из конфликтной ситуации, выбора правильного решения при общении с соперниками и др.
Обращение к опыту духовно-нравственного воспитания не является новым для подготовки юных спортсменов. Проблема духовности при всех ее многообразии имеет давнюю традицию, но в настоящее время духовно-нравственное воспитание нуждается в разработке целостного подхода, выражающегося в духовном оздоровлении на основе укрепления традиции преемственности поколений, традиционных ценностей, актуализации воспитывающего потенциала содержания образования.
Совершенствование работы тренеров-преподавателей по формированию духовно-нравственных качеств юных спортсменов особенно важно в ДЮСШ с учетом того, что данный возраст является наиболее ранимым.
Духовно-нравственное воспитание в системе подготовки юных спортсменов в ДЮСШ должно носить комплексный и системный характер. Оно должно быть направлено на развитие и формирование у юных спортсменов способности воспринимать эстетическую красоту; уважительное отношение к учебно-тренировочной деятельности и ее результатам; выполнение своих обязанностей во время тренировки и соревновательной деятельности; воспитание этических норм поведения, отношения к другим людям; требовательности и поддержка, заботливого отношения к окружающим; чувства собственного достоинства; честности, доброты, чувства общественного долга.
Основные принципы организации духовно-нравственного воспитания детей в ДЮСШ являются:
Нравственный пример тренера-преподавателя, его моральные нормы, гражданская ответственность, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к учащимся – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного воспитания юных спортсменов.
Основной формой общения в ДЮСШ являются учебно-тренировочные занятия, соревнования различного уровня. Многие учащиеся, которые занимаются в секции несколько лет, находятся в контакте с тренером-преподавателем очень длительное время. Поэтому личность тренера — преподавателя, его человеческие качества, жизненная позиция и нравственность оказывают, порой, большое влияние на формирование личности юного спортсмена.
За то время, которое тренеры-преподаватели и их учащиеся проводят рядом, им приходится переживать разные жизненные ситуации: радости побед и огорчение поражений, все это связывает на всю жизнь. Тренер-преподаватель в своих поступках и поведении не имеет права на ошибки, т.к. постоянно находится под пристальным вниманием учащихся, которые во многом берут пример со своего старшего наставника.
Социально-педагогическое партнерство без которого невозможно обеспечить полноценное духовно-нравственное воспитание учащихся в современных условиях.
Для решения этой задачи коллектив ДЮСШ выстраивает сетевое взаимодействие с семьей, общеобразовательными учреждениями района, молодежным клубом «Парус».
Индивидуально-личностное развитие – одно из основных направлений современного образования. Самоопределение личности ребенка, развитие его способностей, таланта, передача ему системных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для успешного развития и социальной зрелости учащегося. Личность не сформирована, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. все то, в чем в нравственном отношении утверждает себя человек. Вся деятельность тренера – преподавателя направлена на развитие личностных положительных качеств учащихся, что способствует его дальнейшей нормализации в социальном обществе.
Принцип социальной востребованности предполагает, что полученное образование в стенах ДЮСШ должно быть востребованным в жизни ребенка, его семьи, социума в целом. Социализация и социальное становление учащихся происходит посредством его добровольного и посильного включения в решение поставленных проблем. Духовно-нравственное воспитание достигает содержательной полноты и становится актуальным для учащегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального и личного выбора.
Духовно-нравственное воспитание происходит, прежде всего, в процессе обучения. Во время тренировочного процесса происходит сплочение команды, накапливается опыт нравственных взаимоотношений в коллективе. Учащиеся приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей по команде, сопоставлять свои знания и умения со знаниями и умениями остальных, отстаивать свое мнение, помогать и принимать помощь членов коллектива. На тренировке учащиеся учатся не только выполнению тех или иных упражнений, но и переживают вместе чувство радости от достигнутого, огорчения от неудач, ошибок. Полученный опыт позволяет сделать обучение сферой самоутверждения, самовыражения личности учащегося.
Духовность не вольется в образование в одночасье, не осуществится психологический симбиоз образования и духовности. Ибо разлучиться много легче, нежели обрести вновь единство и целостность. Но в сложившейся ситуации дополнительное образование располагает значительно большими возможностями, так как ориентировано на самоопределение личности, свободный выбор самих детей, их интересы. А тому, что у детей жив интерес к своим истокам и своей человеческой природе, огромное количество примеров и доказательств.