Духовно-нравственное воспитание детей в системе дополнительного образования

ПедСовет

Методист Вероника Бегинина — о духовно-нравстенном воспитании будущих спорстменов.

В период жизни нашего го­сударства, когда переход рос­сийского общества от едино­образия жизненного про­странства к многоукладности сопровождался утратой ду­ховных национальных ценно­стей, падением нравов и высо­ких принципов общественной жизни, проблема духовного воспитания личности становится одной из важнейших.

Отечественная и мировая педагогическая культура в своей теории и практике опре­деляет высокую степень слож­ности духовного воспитания и становле­ния личности, указывает на неизбежную протяженность этих процессов во времени и необходимость активного уча­стия в них учителя — наставника, способного приобщать своих воспитанников к высоким духовным ценностям бытия, учить их «духовному и нрав­ственному деланию». Между тем, образовательные процес­сы в вузах и школах до сих пор преимущественно ориентиро­ваны на формирование и раз­витие интеллектуальных сил обучаемых. Духовно-нрав­ственное воспитание зачастую подменяется приобщени­ем личности к ценностям ис­кусства и нормам моральных отношений.

Особая роль в становле­нии духовной культуры Рос­сии отводится сфере допол­нительного образования де­тей.

Дополнительное образование детей располагает большими возможностями и большим выбором. Здесь должно быть уютно каждому, как в семье: каждого любят, уважают, ценят независимо от успехов в учебе, да хотя бы за то, что он просто человек. Здесь о каждом заботятся настолько, что он становится интересен и себе и другим.

В дополнительном образо­вании каждый чувствует свою защищенность. Никакого на­силия, исключены все условия для каких бы то ни было зачатков агрессии, вражды и жестокости. Всякий старший — друг и помощник младшего. От­ношения между педагогами и воспитанниками — уважительные, доброжелательные, доверительные и дружеские.

Дополнительное образование – это путь к самому себе через страну знаний, мир красоты, игры, фантазии и творчества.

Дополнительное образова­ние – это пространство, в ко­тором воспитываются, осваи­вая духовное богатство народ­ной культуры и народных тра­диций, источники нравствен­ности и таинства ремесла; это поиск смысла жизни, идеала добра, любви и красоты.

Необходимость духовно-нравственного воспитания будущих спортсменов продиктована современной социокультурной ситуацией в системе детского спорта и образования в целом. Известно, что школьники не умеют быстро и объективно оценить ту или иную жизненную ситуацию, у них еще не сформировалось умение решать проблемы выхода из конфликтной ситуации, выбора правильного решения при общении с соперниками и др.

Обращение к опыту духовно-нравственного воспитания не является новым для подготовки юных спортсменов. Проблема духовности при всех ее многообразии имеет давнюю традицию, но в настоящее время духовно-нравственное воспитание нуждается в разработке целостного подхода, выражающегося в духовном оздоровлении на основе укрепления традиции преемственности поколений, традиционных ценностей, актуализации воспитывающего потенциала содержания образования.

Совершенствование работы тренеров-преподавателей по формированию духовно-нравственных качеств юных спортсменов особенно важно в ДЮСШ с учетом того, что данный возраст является наиболее ранимым.

Духовно-нравственное воспитание в системе подготовки юных спортсменов в ДЮСШ должно носить комплексный и системный характер. Оно должно быть направлено на развитие и формирование у юных спортсменов способности воспринимать эстетическую красоту; уважительное отношение к учебно-тренировочной деятельности и ее результатам; выполнение своих обязанностей во время тренировки и соревновательной деятельности; воспитание этических норм поведения, отношения к другим людям; требовательности и поддержка, заботливого отношения к окружающим; чувства собственного достоинства; честности, доброты, чувства общественного долга.

Основные принципы организации духовно-нравственного воспитания детей в ДЮСШ являются:

Нравственный пример тренера-преподавателя, его моральные нормы, гражданская ответственность, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к учащимся – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного воспитания юных спортсменов.

Основной формой общения в ДЮСШ являются учебно-тренировочные занятия, соревнования различного уровня. Многие учащиеся, которые занимаются в секции несколько лет, находятся в контакте с тренером-преподавателем очень длительное время. Поэтому личность тренера — преподавателя, его человеческие качества, жизненная позиция и нравственность оказывают, порой, большое влияние на формирование личности юного спортсмена.

За то время, которое тренеры-преподаватели и их учащиеся проводят рядом, им приходится переживать разные жизненные ситуации: радости побед и огорчение поражений, все это связывает на всю жизнь. Тренер-преподаватель в своих поступках и поведении не имеет права на ошибки, т.к. постоянно находится под пристальным вниманием учащихся, которые во многом берут пример со своего старшего наставника.

Социально-педагогическое партнерство без которого невозможно обеспечить полноценное духовно-нравственное воспитание учащихся в современных условиях.

Для решения этой задачи коллектив ДЮСШ выстраивает сетевое взаимодействие с семьей, общеобразовательными учреждениями района, молодежным клубом «Парус».

Индивидуально-личностное развитие – одно из основных направлений современного образования. Самоопределение личности ребенка, развитие его способностей, таланта, передача ему системных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для успешного развития и социальной зрелости учащегося. Личность не сформирована, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. все то, в чем в нравственном отношении утверждает себя человек. Вся деятельность тренера – преподавателя направлена на развитие личностных положительных качеств учащихся, что способствует его дальнейшей нормализации в социальном обществе.

Принцип социальной востребованности предполагает, что полученное образование в стенах ДЮСШ должно быть востребованным в жизни ребенка, его семьи, социума в целом. Социализация и социальное становление учащихся происходит посредством его добровольного и посильного включения в решение поставленных проблем. Духовно-нравственное воспитание достигает содержательной полноты и становится актуальным для учащегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального и личного выбора.

Духовно-нравственное воспитание происходит, прежде всего, в процессе обучения. Во время тренировочного процесса происходит сплочение команды, накапливается опыт нравственных взаимоотношений в коллективе. Учащиеся приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей по команде, сопоставлять свои знания и умения со знаниями и умениями остальных, отстаивать свое мнение, помогать и принимать помощь членов коллектива. На тренировке учащиеся учатся не только выполнению тех или иных упражнений, но и переживают вместе чувство радости от достигнутого, огорчения от неудач, ошибок. Полученный опыт позволяет сделать обучение сферой самоутверждения, самовыражения личности учащегося.

Духовность не вольется в образование в одночасье, не осуществится психологический симбиоз образования и духовности. Ибо разлучиться много легче, нежели обрести вновь единство и целостность. Но в сложившейся ситуации дополнительное образование располагает значительно большими возможностями, так как ориентировано на самоопределение личности, свободный выбор самих детей, их интересы. А тому, что у детей жив интерес к своим истокам и своей человеческой природе, огромное количество примеров и доказательств.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: