Исследователи ВШЭ выбрали для проверки около 4,5 тысяч пабликов «ВКонтакте»: в выборку попали как сообщества с научно-популярными статьями, так и паблики с «прикольными» картинками и видео. Успеваемость школьников ученые определяли на основании результатов международного мониторинга PISA (оценивает в баллах уровень читательской, математической и естественнонаучной грамотности 15-летних подростков).
«Мы построили простую модель, которая позволяет спрогнозировать результаты PISA исходя из подписок учащихся на те или иные паблики», — рассказал автор исследования, руководитель лаборатории Института образования НИУ ВШЭ Иван Смирнов.
Оказалось, что подростки, подписанные на интеллектуальные паблики, набрали примерно на 79-88 баллов больше сверстников, предпочитающих смешные видео и картинки.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяют 40 баллов в рамках тестирования как результат одного года школьного обучения: получается, что подростки-подписчики интеллектуальных пабликов опережают сверстников на два года по уровню интеллекта.
Отличники и троечники
Иван Смирнов разделил школьников в сети на две группы — отличников и троечников — на основании трех аспектов: успеваемости, интересам и поведению в социальных сетях.
Дети-отличники в сети выбирают познавательные паблики и сообщества с тонким, интеллектуальным юмором. Троечники предпочитают паблики с гороскопами, мемами и смешными видео.
Автор исследования отмечает, что все исследуемые подростки осознают, что информация об их подписках держится в открытом доступе. Он полагает, что «эти подписки играют определенную роль в самоидентификации, а также выполняют сигнальную функцию».
В дальнейшем школьники получают информацию на основе самостоятельно настроенной ленты «ВКонтакте»: разделение на отличников и троечников сохраняется и в соцсетях.
Мнения экспертов об исследовании ВШЭ
Администратор паблика МХК («Мировая художественная культура») Кирилл Греков не удивлен результатам исследования: «Это ведь было и до соцсетей. Кто-то читал книжки, кто-то целыми днями гонял мяч. Гороскопы и приколы ничем не хуже научных статей. Они развлекают пользователей, интригуют, делают счастливее».
Подписка на развлекательные паблики свидетельствует о необходимости снижения уровня стресса, полагает детский и подростковый психолог Анфиса Калистатова.
«Подростки в возрасте 13–15 лет часто переживают кризис, испытывают постоянное эмоциональное напряжение. Школа отходит на второй план, ребенок не готов усваивать информацию», — отмечает она.
Такие паблики должны передавать сигнал родителям и учителям, что им необходимо проявить «творческий подход в том, как снова заинтересовать ребенка в получении знаний».
Об этом же говорит и Кирилл Греков: «Есть развлекательные паблики с нотками умных приколов. Наша цель — не обучить, а заинтересовать. Если человек не понял шутку, он ее прогуглит».
Как можно применить на практике новые знания о связи соцсетей и успеваемости, пока неясно.
«Что касается практики, то тут сложно говорить. Потому что на самом деле мы не знаем, есть ли какое-то плохое или, наоборот, хорошее влияние от подписок», — отметил Иван Смирнов.
Источник: Коммерсант
[mailerlite_form form_id=4]