Зачастую детям непонятны эти названия, хотя как раз на примере этих названий возможно развивать лингвокультурную компетенцию обучающихся: углубить их знания по теме «История появления Соединенных Штатов Америки», расширить кругозор школьников в рамках занятия по страноведению на уроках английского языка.
Изучив историю происхождения названий первых тринадцати штатов приходим к выводу, что названия появились на базе следующих языков: английский, латинский, алгонкинский. Преобладает латынь, так как именно этот язык являлся языком науки, в том числе и географии, того времени. Давая штатам английские названия, колонисты в первую очередь создавали языковую уверенность в культурных корнях, они как бы опускали свой якорь в море неизвестности. Более того, присутствие в названиях штатов английский слов показывало, что владельцами этих территорий являются именно англичане, они заявляли права на новые территории средствами языка.
Восемь штатов из тринадцати связаны с именами выдающихся европейских личностей, что указывает не только на преданность монарху, но и на особую значимость людей, владельцев земель, в честь которых эти штаты были названы.
Отмечаем две тенденции именований: с одной стороны, европеизация новых земель, насаждение европейского культурного кода, с другой стороны, языковое сотрудничество, признание новизны иного континента и особого, уникального места колонистов в нем.
Таким образом, в первую очередь на топонимику названий первых тринадцати американских штатов повлияла колониальная и языковая зависимость США от Англии. Колонисты старались перенести уклад жизни и культурные ценности Англии на новые земли. Несмотря на завоевание независимости США, названия штатов, данные в 18 веке, сохранились, что не дает забыть о роли Англии, как ведущей мировой колониальной державы.
В настоящее время в школах выделено несколько часов на изучение истории и культуры стран, язык которых дети учат. Изучая США, зачастую школьники задаются вопросом о происхождения именно таких названий. Чтобы разнообразить учебный план и расширить кругозор обучающихся, развить у детей лингвострановедческую компетенцию, я подобрала тексты и задания для знакомства детей с топонимикой первых тринадцати штатов США, так как изучения всех 50 штатов практически нереально в рамках школьной программы.
Обучающимся 15-16 лет школ с углубленным изучением иностранных языков предлагается сыграть в ассоциации по теме США:
- узнать топонимику первых тринадцати штатов США;
- собрать свою карту США, основанную на топонимике;
- прослушать песню о штатах США;
- соединить названия 13 штатов и варианты их происхождения, читая текст;
- в качестве домашнего задания составить кроссворд по теме урока.
В ходе урока дети получают дополнительные знания о Соединенных Штатах Америки, практикуют навыки аудирования, чтения, работы в группе. Задания, приведенные во время занятия, направлены на решение учебных задач и устранение возможных лингвострановедческих трудностей. Таким образом, предтекстовые задания направлены на устранение лексических трудностей и на знакомство ребят с темой урока, текстовые задания – на решение познавательных задач, а послетекстовые — на проверку понимания изученного и выражения своего собственного мнения.
В процессе занятия учащиеся показывают умение предугадывать содержание текста, использовать материал о США, изученный ранее на уроках истории и английского языка, извлекать необходимую информацию из контекста, работать в группе.
Автор — Юлия Бритвина