Как чувствуют себя школы в регионах?

Прямой диалог

Эксперт Дарья Иванова на основе статистики поступлений в топовые вузы Москвы показывает, что уровень подготовки и качество выпускников региональных школ опускается все ниже.

Не так давно на сайте мэра Москвы Собянина была опубликована рекламная статья о состоянии столичного образования. В ней приведена диаграмма (представлена ниже), где отражён резкий рост доли московских выпускников среди студентов четырёх ведущих вузов за период с 2010-го по 2017-2018 годы. Мы не будем обсуждать вопрос, как эти данные согласуются с официальным тезисом о «равных возможностях», которые обеспечила всем школьникам система ЕГЭ. Нам важно понять, какие процессы отражает отмеченная динамика.

вузы

Чиновники утверждают, что она связана с опережающим развитием московской школы. Но есть и конкурирующая версия, согласно которой падение доли иногородних в топовых вузах вызвано ускоренной деградацией образования в регионах.

Остановимся на статистике одного вуза — МФТИ. Вуз имеет мировую известность, желающих учиться в нём более чем достаточно. Учебный процесс в МФТИ очень серьёзен, диплом Физтеха востребован работодателями (если не у нас, то за рубежом). В МФТИ на протяжении десятилетий была создана система поиска и привлечения «своего абитуриента» по всей стране и приведённые на диаграмме данные за 2010 год хорошо отражают результаты её работы. Мы видим, что тогда доля зачисленных на Физтех москвичей была равна 13%, что примерно соответствует весу столицы в населении страны (ректор МФТИ Кудрявцев в интервью АиФ приводил ещё более низкое значение доли москвичей в 2010-2012 годы — 7%). Потенциальные таланты распределены равномерно, и семь лет назад эти таланты «система Физтеха» приводила в стены вуза. Теперь доля москвичей увеличилась чуть ли не в три раза. Почему?

Известно, что определённые проблемы иногородним создали новые правила приёма, по которым для участия в конкурсе необходимо представить оригинал аттестата и написать заявление о согласии на зачисление. Но в МФТИ давно действует механизм, позволяющий использовать новые правила для улучшения качества набора. Речь о физтеховском собеседовании, на которое приглашается каждый абитуриент. Для многих поступающих собеседование оказывается дополнительным устным экзаменом. Там и дают рекомендацию, приносить оригинал аттестата или идти в другой вуз, избавляя поступающего от самостоятельного решения этого тяжёлого вопроса. Все знают, что к такой рекомендации следует прислушаться. Ибо, как написал о собеседовании в своём блоге заведующий одной из кафедр МФТИ А.Тормасов: «Хорошему человеку найдут способ попасть на Физтех. Но угадайте, за счёт кого?» Словом, на Физтехе действует система, позволяющая зачислять способных ребят не с самыми высокими баллами ЕГЭ. (Всех, кому после этой фразы придёт мысль о коррупции, сразу успокоим: учёба в МФТИ для блатного студента — немыслимая, неодолимая каторга)

Теперь подробнее о «системе Физтеха» отбора и мотивации способных школьников. Система включает в себя серию вступительных олимпиад, победа в которых даёт возможность зачисления «без вступительных испытаний». Здесь надо особо выделить «выездную физико-математическую олимпиаду». Она проходит в 183 городах (данные на текущий учебный год), охват — порядка 10 тысяч участников. Информацию об этой олимпиаде распространяют во всех школах городов проведения. Представители МФТИ рассказывают там о вузе, требованиях к абитуриентам, способах подготовки к поступлению. Участники олимпиады (школьники, начиная с 8 класса) у себя в городе имеют возможность погрузиться в атмосферу реальных вузовских требований по математике и физике. Для них — школьников из провинции — работает заочная физико-техническая школа (ЗФТШ) с выпуском более 1000 человек ежегодно. Среди бывших выпускников ЗФТШ уже есть даже один Нобелевский лауреат. Проявивших себя ребят вуз регулярно собирает на летние и зимние олимпиадные школы. Словом, при наличии способностей и желания дорога в МФТИ открыта всем. Ещё раз подчеркнём, что успех при поступлении в этот вуз определяется именно способностями (в первую очередь), а не натасканностью. Но природные способности требуют развития, иначе их никто не заметит.

До недавних пор «система Физтеха» поднимала талантливых ребят из провинции столь же успешно, как и москвичей. А теперь — нет. Причина этого ровно одна: многие школьники уже не в состоянии встать на первую ступень физтеховской лестницы, чтобы начать по ней движение вверх. И это — прямой результат деградации массовой школы в регионах. Она уже не даёт необходимой базы даже способным ребятам. Впустую уходят годы, которые не вернуть и не наверстать.


Добавить комментарий

Читайте по теме: