Как-то в октябре 2016 года мы вместе с старшей группой детского сада, в котором я тружусь, отправились на выставку «Денежные купюры и монеты». Там была представлена занимательная коллекция денег со всего света, собранная Николаем Николенко. Сам же коллекционер и проводил экскурсию.
Он рассказал детям о своем хобби: поведал им историю появления денег в целом и каждой купюры, о которой спрашивали дети. Маленькие почемучки были крайне увлечены происходящим.
Такой случай нельзя было упускать: мы с педагогами после выставки решили разработать учебный проект о деньгах. Мы выбрали российские купюры, и решили при их помощи показать детям различные города нашей необъятной Родины и познакомить их с государственными символами, геральдикой и главными достопримечательности городов.
Проект получил название «Города России на современных купюрах», мы разбили его на шесть этапов: по количеству действующих российских купюр. Демонстрировать купюры мы решили на экранах проектора (денег, в конце концов, на всех не хватит). Проект получил одобрение у родителей, и мы взялись за его реализацию.
Первый этап
Мы пошли по возрастанию номинала купюры: первой, таким образом, стала банкнота с изображением Красноярска. Мы рассказали детям легенду о Енисее и его дочери Ангаре, познакомили с историей города, продемонстрировали флаг и герб Красноярска (лев с лопатой и серпом, два единорога). Эти знания мы закрепили викториной.
Следующей частью стало изучение изображений на купюре. Что на купюре: мост через реку Енисей – мы познакомили детей с достопримечательностью сибирского мегаполиса, а также рассказали о строительстве мостов, усвоили с ними понятия «больше-меньше», «шире-уже».
На оборотной стороне находится плотина Красноярской ГЭС. Это стало хорошим поводом дать детям представления о гидроэлектростанциях. Нам даже удалось сравнить Красноярскую ГЭС с Саяно-Шушенской.
Второй этап
Следующей мы взяли купюру в 50 рублей с Санкт-Петербургом. Мы рассказали об истории города и его месте в истории России, поведали о Медном всаднике, Спасе-на-Крови и других достопримечательностях города. Изучили также и герб города – два серебряных морских якоря на красном фоне. Об Адмиралтействе рассказали особо: для этого мы вместе с детьми сделали барельеф «Путешествие на кораблике» из цветного пластилина.
Что на купюре: Петропавловская крепость: мы показали детям видео «Полет над Петропавловской крепостью» с комментариями. Так дети узнали о крепости, Монетном дворе и Кронверке.
Третий этап
Банкнота номиналом в 100 рублей изображает столицу РФ – Москву. Мы рассказали детям о Юрии Долгоруком и историей возникновения города на Москве-реке. При помощи рисунков мы изучили архитектуру главной башни Кремля – Спасской.
Что на купюре: Большой театр – одна из главных достопримечательностей столицы и её визитная карточка. Мы рассказали детям об архитектуре здания и об истории театра. Для закрепления знаний мы предложили изготовить детям вместе с родителями «Театр-оригами».
Четвертый этап
На 500-рублёвой банкноте изображен город Архангельск – его история и символика (флаг и герб – летящий архангел Гавриил поражает дьявола) и стали темами следующего занятия. Закрепили знания мы игрой-викториной «Символика города Архангельска».
Что на купюре: на одной из сторон изображен памятник Петру Первому. Мы рассказали детям о правителях страны: что раньше страной правили цари и императоры, а сейчас – президенты. Также мы познакомили детей с личностью Петра Великого, а позже внимательно рассмотрели фото памятника в Архангельске. На оборотной стороне изображен Соловецкий монастырь.
Пятый этап
Следующим городом нашего проекта стал Ярославль, изображенный на купюре в 1000 рублей. Мы рассказали детям о тысячелетней истории города, показали символику города – на гербе города в серебряном щите изображен стоящий на задних лапах медведь, держащий золотую секиру (такое изображение мы можем увидеть и на самой банкноте). С помощью различных круп дети изобразили этот величавый герб на бумаге.
Что на купюре: на одной из сторон изображен памятник Ярославу Мудрому. Для ознакомления детей с его личностью мы выбрали тему «Ярослав Мудрый – создатель первых библиотек», на её основе мы расширили знания детей об истории книг, научили бережному к ним отношению. Для закрепления знаний дети выполнили аппликацию часовни, на фоне которой стоит памятник Ярославу Мудрому, из пайеток.
На оборотной стороне находится изображение храма Иоанна Крестителя. Мы рассказали детям о святом христианской церкви, познакомили с традициями почитания его в русской культуре.
Шестой этап
Последней для ознакомления стала купюра в 5000 рублей с изображением Хабаровска. Мы также посвятили занятие изучению истории и символики города, закрепили знания на викторине Знатоков Хабаровска.
Что на купюре: на лицевой стороне изображен памятник Муравьеву-Амурскому. Мы подробно рассмотрели памятник на фото и узнали о деятельности Муравьева-Амурского (вернул Амур, ранее уступленный Китаю).
На оборотной стороне изображена главная достопримечательность Хабаровска – мост через реку Амур. С мостами, как вы помните, мы познакомили детей еще на первом этапе проекта. Поэтому на этом этапе мы решили закрепить знания – построить собственный мост по чертежам и схемам из предложенного материала.
Как мы делали свою купюру
На последнем этапе проекта мы решили создать вместе с детьми свою купюру и изобразить на ней родного города Черногорска. В 2016 году нашему городу исполнилось 80 лет, поэтому за номинал мы решили взять 80 рублей.
Сначала мы выбрали цвет: после обсуждения в группе мы остановились на сиреневом. Затем мы выбрали достопримечательности города, которые стоит изобразить на банкноте: ими стали памятник основательнице города Вере Баландиной и Арка Славы.
На изготовление купюры ушло несколько дней: вместе с детьми мы расчерчивали макет, закрашивали фон, вырезали элементы декора, выбирали подходящее для них место и, наконец, приклеивали.
Результатом мы остались довольны: познакомьтесь и вы с нашей купюрой!
Итоги проекта мы планируем подвести вместе с родителями на игре КВН «Денежные купюры и города, изображенные на них». Там мы сможем оценить уровень знаний, полученных нашими воспитанниками.
Работа над проектом принесла большое удовольствие как педагогам, так и детям. Мы с ними многое узнали об истории нашей Родины, её красивых местах и замечательных легендах. Именно так и надо прививать детям патриотизм. Мы обязательно продолжим работу над проектом в новом учебном году!
[mailerlite_form form_id=4]