Начинающего учителя легко сбить с толку: неприятные слова учеников, плохие текущие оценки, которые приводят к четвертной двойке у части класса или не самые удачные отношения с новыми коллегами.
За свою небольшую карьеру я понял, что мне (и каждому молодому педагогу) необходимы стратегии по выходу из таких ситуаций. Гибкость и умение преодолевать препятствия – ключевые навыки для начинающего учителя.
Розы и шипы
Когда в классе растет напряженность, неважно, из-за конфликта между учениками или недопониманием между учителем и классом, уровень стресса учителя начинает зашкаливать. В такой ситуации я прибегаю к тактике «Розы и шипы» (название я придумал сам): она одновременно является превентивной мерой и способом прийти к взаимопониманию и исчерпать конфликт.
Я предлагаю ученикам записать на листок положительные моменты («розы») и негативные («шипы») за последнюю неделю.
После этого мы устраиваем дискуссию с ними, начиная с обсуждения «шипов». Ученики часто рассказывают о проблемах внутри и вне класса или в семье. Одноклассникам я предлагаю после рассказа каждого из учеников задать им вопросы по проблеме, дать сочувственные комментарии или дать советы, как разрешить проблему. Я делаю у себя пометки, какому ученику стоит уделить больше внимания. Когда ученики начинают свободно обсуждать свои проблемы, я отхожу в сторону и становлюсь наблюдателем.
Иногда давать советы приходится мне: когда ученики не чувствуют себя уверенными в проблеме или когда время на дискуссию ограничено. Я внимательно выслушиваю их опасения и переживания и предлагаю им продумать несколько вариантов действий. Конечно, мне не всегда удается дать именно то, чего они просят, но я стараюсь помочь им найти ответ самостоятельно и преодолеть проблему.
Когда конфликт случается у двоих учеников, я стараюсь дать им свободу решить проблему самостоятельно. Однако, если дело касается того, что ученика А обижает или оскорбляет ученик Б, я вмешиваюсь: я поговорю с А о том, как он чувствует себя и как стоит поступить Б, чтобы тот его простил. Иногда этого достаточно, чтобы решить проблему, бывают, правда, и ситуации, когда необходимо прибегать к помощи школьного психолога и зама по воспитательной работе.
Обсуждения мы всегда заканчиваем «розами» — позитивными моментами недели в классе и за его пределами. Сообщения детей о спортивных победах, отличных оценках или чудесной прогулке с семьей на пикник позволяет всем нам отвлечься от стресса, который все мы испытывали за прошедшую неделю, и трудностей, с которыми столкнулся каждый ученик.
Проблемы с оценками
В прошлом году один из моих тестов привел к оглушительной средней оценке в два балла. Что-то явно было не так с инструкциями к заданиям, моими оценками или подготовкой детей к тесту.
Первым шагом стало определение причин такого провала – переделать весь тест и провести его еще раз было бы нелогично и неэффективно без выявления ключевой проблемы. Тест включал в себя различные виды заданий: задания с выбором ответа, задания с коротким ответом и развернутые аналитические ответы по проблемам.
Оказалось, что наибольшие трудности у детей возникли при работе с текстом в третьей секции. Я переделал свои уроки так, чтобы больше попрактиковать этот навык у учеников. После этого я изменил формулировки в тесте, а также честно поговорил с детьми, что мои ожидания от их успехов были явно завышенными и я переделаю систему оценки их работ.
Мы выделили часть урока, чтобы я смог объяснить им требования к выполнению этого блока заданий, и как он будет мной оцениваться. После этого я ответил на возникшие у детей вопросы.
Переделанные мной критерии оценки и переработка задания в тесте показали мне, что дети обладают необходимыми навыками и могут выполнить это задание в полной мере.
Исходная точка
Страстные преподаватели – это настоящая радость для школы. Они привносят инновации, предлагают новые методики обучения. Однако с такими учителями очень трудно найти общий язык. Чтобы наладить с ними (и им с нами) контакт и прийти к пониманию после жарких дискуссий или споров во время совещаний и планерок, наша школа внедрила стратегию под названием «Исходная точка».
Школьные встречи мы начинаем с формулировки целей, к которым хотим прийти, чтобы быть максимально продуктивными. Цели должны быть простыми, разумными и сфокусированными на достижениях учеников. Мы записываем их на доске, которую помещаем в центре собрания. После каждого обсуждения мы возвращаемся к исходной точке: какие цели наше обсуждение позволяет решить?
«Исходная точка» — отличный способ решить конфликт между учителями: когда разговор между ними накаляется, вмешивается один из педагогов и уточняет: «К какой цели встречи относится ваш спор?» (похоже на технику работы с детьми, правда?). Если их обсуждение касается цели, то такой вопрос позволит остудить их пыл. Однако, если учителя увлеклись и отошли от темы, вопрос вернет их к обсуждению значимых целей собрания и забыть о конфликте.
Каждому учителю необходимо развивать в себе гибкость и способность эффективно решать проблемы в продолжение всей карьеры. Мы выполняем много творческой и вдохновляющей академической работы, но не должны забывать о социальном и эмоциональном развитии наших учеников. Ученики же, видя наше желание и способности преодолевать трудности, возьмут нас за ролевые модели, что позволит им стать лучшими людьми, и нам вместе с ними – создать крепкое сообщество в классе и школе.
Оригинал: edutopia
[mailerlite_form form_id=4]