Согласно ФГОС, у учащихся должны формироваться личностные универсальные учебные действия экологической направленности. Во ФГОС записано: «…необходимо формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной, рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях». Все это возможно в случае формирования и использования новой модели экологического образования.
Во-первых, интеграция всех учебных предметов и внеклассных мероприятий, которые должны включать знакомство детей с местными экологическими и краеведческими особенностями, так как без элементарных понятий и представлений об экологических проблемах своего края, его климате, реках, озёрах, полях, лугах, лесах невозможно усвоение полноценных экологических знаний.
Во-вторых, изучение особенностей природы должно осуществляться по принципу: от близкого – к далёкому, от родного края – ко всей стране и другим странам и континентам.
В-третьих, овладение экологической грамотности должно быть практиоориентированным и соответствовать возрастным особенностям детей начальной школы.
Практическое воплощение названной выше модели требует использования современных педагогических технологий. В настоящее время ме¬тодика экологического образования и воспитания значительно обо¬гатилась новыми приемами, методами, формами работы. Одним из наиболее эффективных видов деятельности, при котором происходит усвоение 70% информации, является обучение практикой действия.
В новую модель экологического образования входит использование игровых технологий. Мы предлагаем для учащихся начальной школы учебную игру, понимаемую не как средство коммуникации, а как увлекательный способ передачи информации.
Учебная игра необычно информативна:
- она знакомит детей с окружающим миром,
- «рассказывает» ребенку о нем,
- дает информацию о ребенке и результатах обучения для анализа педагогу.
Кроме того в условной обстановке игры много настоящего:
- действия играющих всегда реальны,
- их чувства, переживания подлинны, искренни, так как игра дает возможность «выплеснуть» накопившееся напряжение, дать выход эмоциям детей,
- реализуют познавательные потребности и интересы детей в области эколого – природоведческом образовании,
- развивают внимание, зрительную память, слух, обоняние, что дает возможность пол¬нее воспринимать окружающий мир природы,
- решает проблему мотивации учебной деятельности.
Необходимо помнить, что задача учителя в процессе реализации учебной игры — это создать условия для формирования нужных универсальных учебных действий, освоение учебного материала, формирование необходимых знаний, умений, навыков детей. А для этого в процессе игры учитель должен комментировать виды деятельности, анализировать игровые ситуации, ответы детей, побуждать и обучать анализу самих детей. Обязательным учебной игры должен стать ее анализ. Учитель должен выработать у себя способность создавать очень четкие формулировки, выражать любую идею сжато и точно.
Наибольший интерес для педагогов, занимающихся экологическим воспитанием и образованием детей, представляют, конечно же, обучающие игры. Такие игры расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.
Приведем пример обучающей игры.
Игра «Найди себе корм»
Цель игры: закрепит знания о способах питания различных животных.
Методический материал:
- картинки с изображениями различных животных (белка, мышь, лягушка, заяц, волк, лось, еж, кабан, медведь и т. д.);
- картинки с изображение кормов (орехи, желуди, трава, злаки, личинки, черви, грызуны, ягоды, шишки, кора и ветки деревьев, насекомые и т. д.). Причем, карточки с едой должны быть в нескольких экземплярах, так как многие животные едят одно и то же.
Ход игры:
На столе раскладываются карточки с кормом, детям раздаются картинки с изображением животных. Каждый ребенок на время игры превращается в какое — либо животное. Его цель — добыть пропитание. По команде ведущего дети «выходят на охоту» — начинают выбирать себе корм. На выполнение задания дается определенное время. После этого все дети встают вместе с ведущим в круг и выслушивают каждого ученика, вместе решают, выжил ли он.
Учебная игра дает возможность лучше передать детям конкретные представления о природе, положительный опыт гуманного отношения к живым существам. Дети учатся системно мыслить, делать обобщающий и сравнительный анализ взаимодействия объектов живой и неживой природы. А разве не это результаты реализации ФГОС в области экологического образования?!
Повысить свою компетенцию в вопросах экологического образования педагог может на курсах повышения квалификации «Моего университета»:
- «Формирование экологической культуры школьников» 36 часов
- «Экологическое образование школьников в условиях реализации ФГОС» 108 часов
- «Экологическое образование школьников» 16 часов