Как помочь первоклассникам адаптироваться к школе

ПедСовет

Предлагаем вашему вниманию цикл статей о предшкольной подготовке. В основе метода подготовки лежит опыт одной из магнитогорских школ.

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. (Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008)

Преемственность в работе школы и детского садапредусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности.

ДОУ и начальная школа взаимодействуют по трем направлениям:

  • Согласование направлений работы по преемственности, целей и задач.
  • Тщательный отбор содержания образования, как в ДОУ, так и в начальной школе.
  • Расширение диапазона методов обучения, постоянный поиск новых форм работы.

Сейчас приоритетом для российской системы образования стало качество полученных детьми знаний и умений. Если между ступенями образования нет плавного перехода, такого качества добиться будет очень непросто.

Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС — «научить учиться». Причем желание и умение учиться начинают формировать не в школе, а в раннем дошкольном возрасте. 

Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень непросто воспитать у них желание учиться.

Задачи сотрудничества педагогов дошкольной и школьной системы образования:

  • выработка единой концепции процесса образования и воспитания в школе, в детском саду и в семье;
  • максимальное соответствие целей и задач воспитания на различных ступенях образования, способов их достижения;
  • просвещение родителей по основным психолого-педагогическим направлениям развития ребенка;
  • создание системы качественной психологической поддержки родителей для преодоления проблем при переходе детей в первый класс из детского сада;
  • распространение семейного опыта позитивного отношения к активной деятельности детей в обществе.

И школа, и детский сад не могут быть закрытыми общественными институтами. Учителя и воспитатели должны отлично ориентироваться в программах подготовительной к школе группы и первого класса школы.

В нашей школе около 10 лет назад были организованы две подготовительные к школе группы детского сада. Проблема преемственности стала более актуальной. В связи с этим нашими педагогами и психологом были составлены программы предшкольной подготовки.

Воспитанники групп детского сада имеют возможность бесплатно обучаться по данным программам на территории школы. Таким образом они адаптируются к стенам школы. Занятия проводят преподаватели, которые хорошо знакомы со школьной программой и проблемами обучения и адаптации первоклассников.

В течение года дошколята занимаются по следующим программам предшкольной подготовки:

  • Развитие познавательных способностей;
  • Весёлая математика;
  • Музыкальная грамота;
  • Развитие речи.

Данные программы составлены на основе авторской «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Учебный план обеспечивает решение целипредшкольного образования, стоящей перед ОУ:

  • формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника;
  • развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

Подробнее об учебном плане и программах читайте в следующих статьях цикла.

Автор — Татьяна Резанова, замдиректора по УВР СОШ №65 им. Б.П. Агапитова, г. Магнитогорск

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: