Что такое эссе?
Обратимся к словарю: слово «эссе» произошло от латинского exagium (взвешивание). К нам пришло из французского языка. Буквально essai переводится как опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Самым знаменитым произведением этого жанра и одним из первых по времени написания было трехтомное сочинение французского философа XVI века Мишеля Монтеня «Опыты».
Филологи и литературоведы выделяют следующие жанровые особенности эссе:
- наличие конкретной темы или вопроса;
- личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления;
- небольшой объем;
- свободная композиция;
- свободное владение темой;
- многоаспектный взгляд на явление;
- парадоксальность;
- внутреннее смысловое единство;
- согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личная позиция;
- открытость: оно не претендует на полный законченный анализ.
Перечисленные особенности характерны и для эссе по обществознанию. Но в чем проявляется его специфика?
- Прежде всего, в том, что эссе выполняется по конкретной проблеме, относящейся к определенному разделу обществознания, то есть к одной из шести базовых гуманитарных наук: философии, социальной психологии, экономике, социологии, политологии, правоведению.
- Цель эссе состоит в раскрытии смысла высказывания, а так же в представлении и обосновании собственной позиции.
При этом аргументами являются обществоведческие термины и понятия, теоретические положения и выводы, а также факты из социального или личного опыта.
Таким образом, эссе – это размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний.
Требования к содержанию эссе
При всем разнообразии подходов к технологии написания эссе по обществознанию можно выявить ряд требований, которые в любом случае необходимо выдержать:
- адекватное понимание учеником проблемы (темы) и смысла
высказывания; - соответствие содержания эссе заявленной проблеме (теме);
- выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы
(темы), на которые указывает автор высказывания; - аспекты проблемы (темы) должны быть раскрыты в заданном
научном контексте; - четкая определенность позиции учащегося, его отношения
к проблеме, к мнению автора высказывания; - обоснование собственной позиции на теоретическом уровне;
- подкрепление приведенных теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта;
- логичность рассуждений обучающегося;
- отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок;
- соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка.
К объему эссе по обществознанию нет жестких требований. Он зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления обучающегося, наличие времени. Главное внимание уделяется качеству работы, адекватности и полноте раскрытия проблемы.
Как оценивать эссе?
№ | Критерии оценивания ответа. | Баллы |
1 | Раскрытие смысла высказывания | |
Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа дает представление о его понимании. | 1 | |
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании | 0 | |
2 | Представление и пояснение собственной позиции студента | |
Представлена и пояснена собственная позиция студента. | 1 | |
Представлена без пояснения собственная позиция студента (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания). ИЛИ Собственная позиция студента не представлена. | 0 | |
3 | Характер и уровень приводимых суждений и аргументов: | |
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе обсуждения раскрываются различные аспекты проблемы (темы). | 3 | |
При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала. ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал. ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений и выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации. | 2 | |
Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация. | 1 | |
Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису. | 0 | |
Максимальный балл | 5 | |
Таким образом, несмотря на творческий характер к содержанию эссе по обществознанию предъявляются вполне конкретные, четкие требования.
Узнайте еще больше секретов успешного написания эссе от Екатерины Кризовской: