Учителя используют как тряпочку. Им всё вытерли, а потом выкинули, когда он уже ничего не может. Никто не озабочен тем, чтобы восстановить его душевное равновесие. Помочь ему. Дать ему в руки инструменты реальные. Как вести себя в ситуации буллинга? Как разрешать конфликты? Что делать с очень талантливыми детьми? Что делать с детьми, которые по каким-то причинам отстают? Надо элементарно учить этому, потому что всё это есть, всё это человечество уже придумало.
Но нормальный учитель… У нас как считается: то, что распространено, то и нормально. Но это не так! Норма — это совсем другое. Нормальный учитель — это человек с горящими глазами. Это человек, который вдохновляет, это человек азартный, это человек, которому самому безумно интересно то, что он делает. Только с таким человеком наши дети не будут впадать в тоску на уроках.
Во всех учебниках педагогики написано: есть четыре составляющих содержания образования. Все эти четыре составляющих должны присутствовать на каждом уроке. Первое — это знания, понятно. Второе — как эти знания применять, то есть некие умения и навыки. А дальше начинается самое интересное. Третье — это опыт творческой деятельности. Наши дети будут жить завтра, мы про это завтра ничего не знаем, значит надо учить их действовать в непредсказуемых, неизвестных условиях. Для этого не требуются мозги академика Сахарова. В немецкой дидактике всё описано в середине XIX века. Есть конкретные технологии, как на каждом уроке обеспечивать опыт творческой деятельности.
Представьте ситуацию: идеальный лектор, идеальная аудитория. После лекции замеряют результаты. Максимум 15% остаётся в башке у людей. А когда аудиторию просят восстановить, что там говорили, и хором все восстанавливают, то выходит, что процентов 20 не слышал никто. Включаем запись — это было сказано. Но никто не слышал! Слепая зона! Потому что: что такое лекция, наш любимый жанр? Это когда выходит человек и отвечает на вопросы, которые ему никто не задавал! Опыт творческой деятельности — совсем другое дело, простая штука. Хрестоматийный пример. Можно сказать: сумма углов треугольника равна 180 градусам. Простая вещь. Чистое знание. Надо запомнить. Другой вариант: ребят, вы строите треугольник с суммой углов больше 180 градусов, а вы — треугольник с суммой углов меньше 180 градусов, через три минуты предъявляете мне результат. И через три минуты все делают открытие: ё-моё, как ни крути, получается 180. И это уже то, что останется!
Есть ещё четвёртый элемент содержания образования. Опыт эмоционально-ценностного отношения к истине. Я должна истину любить, чтобы она стала частью меня. Если она не вызывает у меня чувств, она останется «за». Я сдам экзамен и забуду. И если я не буду ломать голову над тем, как сделать так, чтобы на уроке была радость открытия, азарт, чтобы здесь было весело, чтобы мы посмеялись вместе, то… Дети терпеливы до невозможности! Они уже давно адаптировались к нам, они знают, как выжить. Они знают, как сделать заинтересованное лицо, чтобы мы к ним не приставали. Я сталкивалась с этим в университете. Я говорила: «Не ходите ко мне на лекции. Пожалуйста! Лучше проведите это время на свидании, почитайте книгу, выспитесь. Посмотрите — сирень цветёт, идите в ботанический сад, понюхайте сирень. Просто сидеть здесь — не надо. Если уж ты пришёл, ты почему-то пришёл. Не потому, что я тебя зову. Мне не надо, чтобы ты мне тут делал преданные глаза. Я знаю, за что я тебе поставлю зачёт. Ты мне, например, напишешь эссе. По «Гадким лебедям»…»
Да, «Гадкие лебеди» Стругацких — это лучший учебник педагогики и великая книга о родительстве. Ещё одна великая книга об учительстве — «Географ глобус пропил». Я просила ребят её читать, а потом они писали эссе и отвечали на вопрос: «Хотел бы ты, чтобы твой ребёнок учился у такого учителя?» Все говорили: не-е-е-ет, он их в лес утащил, напился, дети чуть не погибли, чёрте что. Потом они писали ещё одно эссе: «А ты бы сам хотел учиться у такого учителя?» И все говорили: конечно. Конечно! Потому что нормальный живой человек, понимаете? Со слабостями, который никого из себя не строит, которого можно пожалеть, к которому можно проявить интерес, в котором есть что-то, что не позволяет ему быть той «мертвечиной», от которой мы все в школе бежим. И это удивительная парадоксальная штука: детей бы не доверили, а самому мне такого не хватало, оказывается.
Статья была размещена ранее на новостном портале Тюмень.онлайн
Фото: кадр из фильма «Географ глобус пропил»
[mailerlite_form form_id=4]