Конец «Честности ЕГЭ»

Прямой диалог

Очередной «слив» вариантов ЕГЭ в Интернет за неделю до экзамена по профильной математике вызвал новую волну об объективности ЕГЭ. В паблике «За возрождение образования» появился текст, в котором авторы размышляют, что это значит для системы образования России и единого госэкзамена и что нас ждет дальше.

Прошедший 1 июня профильный ЕГЭ по математике фактически сорван. Его задания за неделю до экзамена свободно распространялись в сети, и об этом уже сообщают новостные агентства. Попытки Рособрнадзора и ФИПИ в лице Музаева, Ященко и пр. отрицать это бессмысленны и нелепы. Сотни школьников подтвердили совпадение заданий реального ЕГЭ с теми задачами, которые опубликовал 31 мая создатель сайта «Решу ЕГЭ» Дмитрий Гущин. Более того, 2 июня в этом убедились и все эксперты, проверявшие работы выпускников. А эксперты ЕГЭ — это наиболее авторитетные учителя регионов. Поэтому уже завтра о сенсационном провале в системе «честности ЕГЭ» будут знать учителя всех школ и вообще все, кому этот вопрос интересен.

Факт «слива заданий» на сегодня установлен абсолютно достоверно, причём в первую очередь об этом должен знать Рособрнадзор, ибо мониторинг сети на предмет «утечек» входит в его функции. Отрицая очевидное, чиновники загоняют себя в безвыходную дилемму: либо они бессовестно лгут, либо не выполняют свои прямые обязанности. Впрочем, едва ли в нынешней ситуации стоит предъявлять им подобные претензии.

Произошло ЧП такого масштаба, что всем этим «кравцовым-музаевым» впору не разъяснения давать, а «паковать чемоданы» или «сухари сушить».

После аналогичного скандала 2013 года были затрачены огромные средства, чтобы выстроить систему «честного ЕГЭ».

Сегодня всех детей пропускают через рамки металлоискателей, у каждого досматривают наручные часы, повсюду видеозапись, онлайн-трансляцию ЕГЭ отслеживают 50 тысяч «общественных наблюдателей». Ребёнок не имеет права самостоятельно поднять даже упавшую ручку. Все нарушения караются выдворением с экзамена без права пересдачи. Дошло уже до того, что заполняется «туалетная ведомость»: кто, когда и на сколько отлучался с экзамена в места общего пользования.

Эти безумные меры (в школе, с детьми) объяснялись исключительно «заботой о честности», которая стала главным атрибутом егэшного позитива.

«Честный, объективный, независимый экзамен, дающий возможность на равных основаниях поступать в вуз».

На этой позиции в последние годы стояла вся власть: и министерские чиновники, и правящая партия, и сам господин президент. Именно по ней теперь нанесён сокрушающий удар. И очень не вовремя, кстати, как раз накануне «прямой линии» главы государства.

То, что произошло, — не какой-то «слив» или «утечка», это грамотно проведённая операция. Задания предстоящего экзамена были вброшены в различные сетевые сообщества, ведущие подготовку к ЕГЭ. Подобных фейков всегда бывает масса, но специалист без проблем отличит фальшивку от тех заданий, которые могут быть на реальном экзамене. Предложенные задачи профессионалы признали и стали их решать со своими воспитанниками. Появились даже видеоразборы решений. Упрекать при этом кого-либо в «нечестности» (детей или репетиторов) бессмысленно, ибо в том и состоит подготовка к ЕГЭ на завершающем этапе. А накануне экзамена эти задания направляют Д.Гущину, и он, исходя из своей гражданской позиции, которая не может не вызывать уважения, публикует их.

Кто же стоит за этой операцией?

«Западных партнёров» отбросим сразу. Потому что это удар не столько по власти, сколько по самой системе ЕГЭ. А к нашим «образовательным реформам» там относятся очень трепетно. До сих пор они не были замечены ни в каких действиях, способных хоть как-то навредить реформаторам.

Можно предположить, что нынешний нарастающий скандал есть результат разборки между частями разделённого Минобра. Мотив там есть.
Но, во-первых, для них это слишком умно, а во-вторых, – слишком смело, по сути, на грани самоубийства.

Остаётся третий вариант, самый оптимистичный: операцию осуществили компетентные структуры страны, которые достала проводимая политика в сфере образования и полная неспособность чиновников воспринимать при этом доводы разума.

Что же нас ждёт?

Не так давно в одной из африканских стран в аналогичной ситуации экзамен был аннулирован и проведён повторно. У нас это почти невозможно: и времени нет, и «имидж» не позволяет. Уже есть опыт 2013 года, когда в ещё более жёсткой ситуации сделали вид, что ничего не случилось. К тому же и футбольный чемпионат на носу. По фальшивым итогам ЕГЭ проведут вступительную кампанию, и вузовские преподаватели будут вновь удивляться тупости егэшных стобалльников.

Но по ЕГЭ нанесён непоправимый удар. Второй раз пройти путь по восстановлению доверия к единым экзаменам не получится. Для этого уже были задействованы и исчерпаны все возможные ресурсы, причём с таким пиаром и помпой, что поднимать эту тему вновь просто немыслимо. Похоже, что одними отставками дело не ограничится.

Случившееся выделило системный недостаток единых экзаменов, который более понятен бывшим гэбистам, чем длинные рассуждения о том, как ЕГЭ убивает школу (см. https://vk.com/wall-62604527_1791 ). Один грамотный вброс, и под откос летит, по сути, вся приёмная кампания с сопутствующими социальными последствиями. Централизованный ЕГЭ совсем не защищен от подобных воздействий. А защита здесь проста и понятна. Это — децентрализация вступительных экзаменов, попросту говоря, передача их вузам. При этом такие экзамены теперь вполне можно проводить по месту жительства школьников, используя систему пунктов сдачи ЕГЭ. Вузы (или их группы) могут поочерёдно арендовать их для своих экзаменов. Там всё уже отлажено: работы абитуриентов можно тут же сканировать и направлять на проверку в соответствующий университет. Впрочем, пока это — лишь проекты для будущего.

Но уверенно можно сказать, что мы стали свидетелями события, которое поможет поставить точку в затянувшейся истории с ЕГЭ.

Источник: За возрождение образования
Фото: sev.life


[mailerlite_form form_id=4]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: