Ребёнок должен приступить к исследованию, будучи теоретически вооружённым. Он должен уметь формулировать цели и задачи, выбирать оптимальные методы исследования, использовать свой субъективный опыт. На занятиях внеурочной деятельности идёт работа с основными понятиями, которые сопровождают обучающегося непосредственно во время работы над исследовательским проектом, отрабатываются необходимые умения и навыки. Определить, насколько дети овладели необходимыми знаниями и умениями, позволяют занятия, на которых в непринуждённой обстановке, работая в парах или небольшими группами, обучающиеся проверяют сами себя. Обучающимся предлагаются задания, которые они сначала выполняют, а потом вместе обсуждают полученные результаты.
Примеры заданий
Задание 1. Установите соответствие.
А. Важность, значительность чего-либо в настоящее время, современность, злободневность | 1. Гипотеза |
Б. Нечто новое в чём-нибудь | 2. Задача |
В. Идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс | 3. Цель |
Г. Способы, приемы проведения исследования. Их рациональное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования | 4. Актуальность |
Д. Предположение или предугадывание чего-либо | 5. Новизна |
Е. Проблемная ситуация | 6. Методы исследования |
Ответы: 1-Д, 2- Е, 3-В, 4-А, 5-Б, 6-Г.
Задание 2. Заполните пропуски в цитатах.
1. Фундаментальные исследования – примерно то же самое, что пускать ____________ в воздух и там, где она упадет, рисовать мишень.
Хоумер Адкинз
2. Когда Вы заимствуете материал у одного автора, это — плагиат, но когда у многих – это ________________________________________.
Уилсон Мизнер
3. Хромой, бегущий по дороге, опережает того, кто бежит без ____________.
Ф. Бэкон
4. Успешными бывают только ___________________________ задачи.
Жак-Ив Кусто
5. Либо вы часть решения, либо вы часть __________________.
Элдридж Кливер
Ответы:
1
– стрелу, 2 – исследование, 3 – дороги, 4 – невыполнимые,
5 – проблемы.
Задание 3. Выберите из предложенного списка задачи. Обведите цифры, под которыми они указаны.
- Совершить покупку в магазине.
- Пожарить блины.
- Замесить тесто.
- Составить список необходимых продуктов.
- Приготовить посуду для теста и жарки блинов.
Ответ: 1,3,4,5.
Задание 4. Расположите в правильной последовательности разделы исследовательской работы.
- Обзор литературы.
- Заключение и выводы.
- Введение.
- Приложения.
- Список используемой литературы.
- Материал и методика.
- Результаты и обсуждения.
Запишите получившуюся последовательность цифр.
Ответ: 3, 1, 6, 7, 2, 5, 4.
Задание 5. Выберите правильный ответ.
Часто при формулировке цели отвечают на вопрос:
- Что делать?
- Как действовать, чтобы достигнуть этого?
- Что должны получить в результате проделанной работы?
- Какие источники информации потребуются?
Ответ: 3.
Задание 6. Источники – основа знаний. Обведите цифры, под которыми они указаны.
- Государственные акты.
- Данные социологических опросов.
- Памятники материальной и духовной культуры.
- Литературные произведения.
- Периодическая печать.
- Статистические материалы.
- Военная энциклопедия.
Ответ: 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Задание 7. Заполните чайнворд.
1 О | П | Р | О | С | |||
2 П | Р | О | Б | Л | Е | М | А |
3 П | О | И | С | К | |||
4 М | Е | М | У | А | Р | Ы | |
5 Э | К | С | П | Е | Р | Т | |
6 Э | Т | А | П |
Вопросы:
- Устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей.
- Осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.
- Процесс выявления в массиве информации записей, удовлетворяющих заранее определенному условию.
- Воспоминания о прошлом, написанные участниками или современниками каких-либо событий.
- Специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса.
- Отдельный момент, стадия какого-нибудь процесса.