Минобрнауки признал, наконец, факты зачисления абитуриентов в несколько вузов одновременно. Официально объявлено, что вуз в таких случаях имеет право их отчислить. Странная рекомендация, согласитесь. Ведь учиться на двух и более бюджетных местах одновременно запрещено. Поэтому речь должна идти не о праве, а о прямой обязанности.
Однако проблема дублирующих зачислений простого решения не имеет. Казалось бы, можно рубануть сплеча и отчислить всех, подававших не одно заявление о согласии на зачисление, сразу отовсюду. Но так выйдет себе дороже. Дело в том, что некоторые абитуриенты, обнаружив на финише приёмной кампании возможность поступления на желанную специальность, физически не могли отозвать уже поданное согласие на зачисление в другой вуз (подробно технология приёма-2020 описана здесь. Делались многократные попытки, уходили драгоценные минуты, а результата не было. То ли сайт висел, то ли приёмные комиссии сознательно саботировали такую возможность, стараясь удержать абитуриентов с высокими баллами. Но факт остаётся фактом. И далеко не в единичных случаях такие факты абитуриентами и их родителями были документально зафиксированы.
А вот подать новое заявление о согласии можно было без проблем. В такой ситуации в случае огульного отчисления судебные иски неизбежны.
К тому же и сами вузы будут против. Не для того они «обхаживали» своих абитуриентов, чтобы сходу их потерять.
Так что данное вузам «право отчислять» — это просто уход министра Фалькова от ответственности, признание собственной неспособности решить обсуждаемую проблему.
Учебный год начался, и «студенты многих вузов» явочным порядком уже сделали свой выбор. Разумеется, университеты давно выявили всех своих фиктивных студентов. Но отчислять их — торопиться не стоит. Можно подержать в списках до подачи информации о контингенте и целый год получать на них бюджетное финансирование. Возможно, кое-где так и будет.
Однако добрая половина вузов озабочена сейчас проблемой заполнения значительного бюджетного недобора. Тема эта с трудом проходит в СМИ, потому как хвастаться нечем. Но примеры есть. Вот характерный заголовок:
«Два главных вуза Челябинска впервые за много лет не смогли набрать абитуриентов на бюджет»
Недобор (бюджетников) в Южно-Уральском госуниверситете составил 150 человек. Причём «некомплект» случился и на топовых специальностях, куда всегда был запредельный конкурс (и это прямой результат системной неустойчивости правил приёма-2020).
В приказе министра Фалькова, который изначально предопределил все проблемы прошедшей приёмной кампании, вузам было дано право на дополнительное зачисление, о котором «они должны объявить до 15 сентября». И сейчас многие университеты вынуждены таким правом воспользоваться. Информацию об этом легко найти на их сайтах.
Например, в Петрозаводском (опорном) госуниверситете в сентябре надеются заполнить 94 свободных бюджетных места, из которых 25 — на педагогических специальностях. Понятно, что зачисленные в сентябре студенты смогут приступить к занятиям с существенным опозданием, но кого это сейчас волнует? По сути, в стране идёт третья волна приёмной кампании, которая, заметим, никак не регламентирована. Каждый вуз по своим правилам пытается решить свои проблемы.
Особенность ситуации в том, что почти все потенциальные абитуриенты уже куда-то зачислены (и начали учиться). Правда, заметная часть из них из-за бардака с приёмом попала далеко не туда, куда хотела. И теперь, увидев свободные бюджетные места на желанных специальностях, они вполне могут захотеть вновь попытать счастья. В дополнительном наборе можно участвовать где угодно и как угодно, общего регламента нет. Так что снова будут многократные зачисления и перезачисления. Одни вузы будут решать свои проблемы за счёт других.
А вот привлечь заметный дополнительный контингент не получится. Потому, что из-за существующей системы ЕГЭ его просто нет. Дополнительная приёмная кампания проблему бюджетного недобора в регионах не решит.
Выпускники школ могут поступать в вуз только по результатам единых экзаменов. Фальков ещё до пандемии повысил установленные Рособрнадзором минимальные проходные баллы. Тем самым этот министр (бывший ректор, «не понаслышке знающий проблемы вузов») существенно урезал круг потенциальных абитуриентов. А затем правительство с большой помпой (по поручению президента) объявило об увеличении бюджетного набора на социально значимые специальности «для кадрового усиления регионов». (Например, упомянутый выше ЮУрГУ получил дополнительно более 100 мест.) А вот зачислять на эти места по действующим правилам оказалось некого.
Причём сие было очевидно всякому, кто хоть немного в теме. Но в Минобре, как выяснилось, таких нет (включая министра).
Вопрос можно было решить элементарно, дав вузам право зачислять не только по ЕГЭ, но и по результатам собственных вступительных испытаний. Достаточно было внести соответствующую поправку в закон об образовании (аналогичную той, что позволила выдавать аттестаты без ЕГЭ). Более того, необходимый законопроект от «Справедливой России», уже лежит в Думе, но никто не осознал его важность в нынешней ситуации.
Наверняка кто-то скажет, что нет смысла учить тех, кто плохо сдал ЕГЭ или не сдавал его вовсе. И тут к месту напомнить один сюжет, о которой мы уже писали. Известно, что действующий закон можно обойти и принять на инженерные специальности выпускников, не сдававших профильную математику и физику. Таких зачисляют по ЕГЭ на гуманитарные заочные платные места, а затем тут же переводят на инженерный бюджет. Эта схема применяется много лет, и уже можно подвести её некоторые итоги. Оказалось, что такие вот «странные студенты» не выделяются из основной массы в худшую сторону. Получается, что они просто ошиблись в своё время с «выбором специализации», и это в общем-то поправимо (при наличии способностей и желания).
Однако официальный прямой путь в вуз таким выпускникам закрыт. ЕГЭ загоняет всех в индивидуальный «образовательный коридор», предельно сужая возможности выбора (напомним, что записаться на единые экзамены надо до 1 февраля, а приступать к подготовке — намного раньше). Причём в ближайшей перспективе положение здесь ещё более ухудшится. Старшая школа становится исключительно профильной (по ФГОС), в специализированных классах все дисциплины за рамками профиля вообще не будут преподавать, ни о какой подготовке к поступлению по таким направлениям там уже и речи не будет.
Итак, по итогом приёмной кампании, уже сейчас можно утверждать, что попытка решать кадровые проблемы регионов путём увеличения бюджетного набора провалилась. «На местах» уже просто некого учить. Всё упирается в систему единых экзаменов и общее состояние школы, перестроенной под ЕГЭ.
К сожалению, нет никаких оснований надеяться, что при нынешней «системе управления» из этой истории будут сделаны хоть какие-нибудь выводы.
Источник: За возрождение образования, автор — Дария Иванова.
[mailerlite_form form_id=4]