Никто не забыт, ничто не забыть

Лучшие материалы школьных СМИ

Предлагаем вашему вниманию работу, занявшую 2 место в номинации «Лучший текст (интервью)» на конкурсе школьных СМИ «75 лет Великой Победе».

Юбилей бывает не только у человека, но и у события, здания, у всего, что представляет собой культурно-историческую ценность. Свое пятидесятилетие в 2019 году отметила книга «А зори здесь тихие» Бориса Васильева.

Эта повесть вот уже на протяжении пятидесяти лет напоминает читателям, что война калечит судьбы не только мужчин на фронте, но и тех, кто остался в тылу, забирает близких и далёких навсегда. Наверное, поэтому произведение Бориса Васильева легло в основу сценариев двух одноименных культовых фильмов, которые помогают каждому, посмотревшему их, прожить историю, рассказанную писателем. Историю, которая была взята Борисом Васильевым из прочитанной им газетной заметки. «Известия» рассказывали об обороне узловой железнодорожной станции на направлении Петрозаводск-Мурманск.

Совершенно случайно писатель узнал о шести молодых бойцах, на самом деле они были мужчины, и одном сержанте. Пытаясь остановить группу фашистских диверсантов на своем участке обороны, несмотря на численное преимущество противника, советские солдаты не допустили проникновения немцев к железнодорожным путям ценой своих жизней. В живых остался только сержант, который был тяжело ранен. Один из эпизодов войны, трагический и героический…

Но уникальным произведение делают героини, ведь именно молодые девушки поступают под начальство старшины Васкова. И это тоже не случайно. Во время Советско-финляндской войны 1939-1940 годов юные девушки уничтожали, брали в плен хорошо вооруженных и подготовленных к диверсионной деятельности крепких финских мужиков — «дальних разведчиков», финский спецназ, действовавший на территории Карелии. Так появились девушки-зенитчицы Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак, Соня Гурвич, сделавшие повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» бессмертной.

Произведение ставилось на сценах российских и зарубежных театров: спектакль режиссёра Юрия Любимова в театре на Таганке, опера Кирилла Молчанова, постановка Григория Козлова в петербуржском театре «Мастерская», даже опера на китайском языке, композитора Тан Цзяньпина, премьера которой состоялась в Пекине.

Исключением не стал и скромный провинциальный молодежный театр «Премьера» города Каменногорска. Под руководством талантливого режиссера и актрисы Анастасии Сидоренко спектакль «А зори здесь тихие» был поставлен в августе этого года. Колоссальная работа всего творческого коллектива «Премьеры» была направлена на сценическое воплощение понимания молодым поколением, людьми двадцать первого века, судеб пяти девушек-зенитчиц и старшины Федота Васкова, о чём Анастасия рассказала мне в интервью после премьеры.

— Добрый день, Анастасия. Прежде всего, хочется поздравить тебя с очередной премьерой и, если позволишь, задать несколько вопросов.

Настя задумывается. Понимаю, что мысленно она всё ещё там, в карельских лесах, где навсегда остались героини её постановки. После минутной паузы молодой режиссёр смотрит на меня полными боли расставания глазами и кивком головы выражает согласие на разговор.

— Легко ли было тебе выбрать повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» для постановки?

— Для меня это очень серьезное и сложное произведение, ведь оно не только о ценности жизни, о любви к своей Родине. Для меня оно настоящий гимн русской женщине, силе её духа, героизму. Великое дело — встать на защиту родной земли, на защиту тех, кто тебе дорог. Молодые, нежные, беззащитные… не струсили. А ведь так хотелось жить, любить, радоваться каждому новому дню. Но это их не остановило. Не сделав ни шагу назад, они пожертвовали свои жизни ради спасения других, ради защиты Родины.

Интересной мне показалась и история старшины Васкова. После того как его бросила жена, он скептически относился к женщинам, перестал верить в любовь, перестал воспринимать женщину как друга. Благодаря вверенной ему женской боевой единице, он понял ценность любви. Наверное, поэтому и усыновил ребенка погибшей Риты Осяниной. Я считаю, такие произведения, как «А зори здесь тихие», меняют сознание и мировоззрение каждого, кто открывает его для себя. (В задумчивости качает головой).

— Анастасия, какие цели ты ставила, приступая к воплощению своего замысла?

— Цели? Не знаю. Наверное, это был зов сердца. Очень хотелось рассказать современному зрителю (а к нам приходит много молодых и даже юных зрителей) о том, о чём забывать мы не имеем права. Цель появилась позднее: заставить каждого зрителя прочувствовать судьбы героев произведения и задуматься об истинных человеческих ценностях. Уходя в небытие, мы не имеем права сделать это бесследно. Кажется, героини, молодые девушки, ничего не оставили после себя. Ничто… Какое ужасное слово, холодное, одинокое, пустое… Оно не про них! После героинь повести остался подвиг, о котором будут помнить потомки. Равняясь на них, мы должны учиться наполнять свою жизнь смыслом, осмысливать её, а не приносить себя в жертву бессмысленным порывам и желаниям, разменивая по пустякам.

Слушая Анастасию, я невольно ловлю себя на мысли о том, в чём смысл моей жизни. Героини повести – мои ровесницы. А смог бы я, как они? Но надо продолжать интервью.

— Анастасия, я думаю, все зрители согласятся, что актёры и их герои были единым целым. В этом большая заслуга режиссёра. Как вы помогли актёрам вжиться в роли?

— Для начала (улыбается) я заставила их прочесть книгу Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и просмотреть снятый по ней фильм. Важно было добиться, чтобы во время репетиций они видели вокруг себя не театральную сцену, а леса, озёра, болота Карелии. Всех одели в военную форму уже во время сценических проб. Помогая актёрам вживаться в роли, я учила ребят проводить параллели между своим жизненным опытом и судьбами героев, что позволяло представить чувства героев, даже если для этого были необходимы не только хорошие воспоминания. В возрасте актёров нашего театра, к счастью, печальных воспоминаний немного, но именно поэтому актрисе трудно было передать чувства Жени Комельковой, потерявшей родителей.

— Как вы считаете, изменили ли актёров театра «Премьера» сыгранные ими в спектакле «А зори здесь тихие» роли?

— Думаю, да. Мне кажется, они стали ценить жизнь, близких. Начали понимать, как за считанные секунды можно потерять всё, что у тебя есть. Научились осознавать смысл жертвы, на которую идёт человек.

— Видела ли ты зрителей перед выступлением? Что смогла прочитать на их лицах?

— На многих лицах читался искренний интерес. На отдельных был скептицизм: что могут показать школьники (а именно они преимущественно выходят на сцену в нашем театре) после замечательных фильмов и постановок по произведению? И всё же, надеюсь, каждый зритель, посмотрев нашу сегодняшнюю премьеру, стал духовно богаче.

Проходящий в эту минуту мимо нас зритель был несколько удивлён моим обращением к нему, но согласился поделиться своим впечатлениями от увиденного спектакля.

— Добрый день! Скажите, что Вы ожидали от сегодняшней премьеры?

— Буду с Вами откровенен, шёл сюда за компанию с одноклассниками, поэтому к предстоящей премьере относился скептически. Но уже через пять минут после начала спектакля я был потрясён тем действом, что разворачивалось на сцене. Игра актеров, многих из которых я знаю лично, заслуживает всяческих похвал. К концу спектакля мы были единым целым, вместе проживая моменты боя, переживая потери, сжимая руки в кулаки и вытирая слёзы. Обязательно прочитаю книгу!

Оставленную мною на несколько минут Настю уже окружили благодарные зрители. Со словами благодарности обращаются к ней представители старшего поколения, родители выпускников. «Как важно хранить память! Спасибо за наших детей!» — доносятся до меня обрывки фраз. Терпеливо жду: важно дать людям высказать то, что их взволновало.

— И последний вопрос: что ты как режиссер и актриса, сыгравшая в спектакле одну из главных ролей, чувствуешь после выступления?

— Да ты и сам всё слышал… Потрясло, когда зрители, аплодируя, встали. Я видела слезы, благодарность, почувствовала умиротворение и …

Продолжать разговор Анастасия не смогла: эмоции переполняли, ей нужно было побыть одной.

В наше время трудно осознать и принять прошлую реальность. След в наших сердцах оставляет только то, что смогло заставить думать, сочувствовать, сопереживать. Борис Васильев в повести «А зори здесь тихие» рассказал историю о подвиге пяти девушек-зенитчиц Жени Комельковой, Риты Осяниной, Лизы Бричкиной, Гали Четвертак, Сони Гурвич и старшины Федота Васкова, отразив в ней подвиг миллионов советских бойцов, который не будет забыт никогда!

Фото: кадр из фильма «А зори здесь тихие»


[mailerlite_form form_id=4]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: