О прошлогодних ОГЭ и социальном статусе учителя

Прямой диалог

Эксперт Дарья Иванова — о том, какое отношение к учителю порождают современные перемены в образовании.

Прошедшей весной мы выражали «сочувствие» министру Кравцову по поводу срыва «оценочных процедур» (ЕГЭ, ОГЭ и ВПР), имея в виду, что хоть в чём-то коронавирус пошёл во благо. Однако надзиратели отыграли всё утраченное. ЕГЭ состоялись в июле-августе (в формате вступительных экзаменов в вуз), совсем недавно завершилось безумие перенесённых ВПР.

Казалось бы, выпускные ОГЭ за 9 класс 2020 года похоронены безвозвратно (напомним, что аттестаты за курс основной школы выдавали в прошлом учебном году без этих экзаменов). Но для Минпроса, как выяснилось, и тут нет проблем. В регионы было спущено указание, и на местах явились приказы о проведении в 10-х классах «диагностических работ», причём строго в формате ОГЭ: два обязательных «экзамена» (математика и русский язык) и два по выбору. (Для справки приводим образец такого приказа по Челябинской области). Проверять эти работы обязали экспертов ОГЭ (без оплаты, разумеется).

Школа проглотила эту дополнительную пилюлю молча, широких протестов не было. И никаких разъяснений (зачем всё это делается?) Кравцов и Музаев не давали. А ведь тут вопросов даже больше, чем с ВПР.

Предположим, напишет школьник пропущенные выпускные ОГЭ на «два», и что, у него аттестат отнимут? Разумеется, нет. Потому нет и мотивации стремиться к высоким баллам на этих прошлогодних «экзаменах». Как следствие, нередки случаи, когда ученики рисуют большую букву «Х» в бланке ответов и через пять минут сдают работу.

А вот для учителя и школы ситуация иная. Все «итоги диагностики» пойдут в базу данных, и по ним будут оценивать «качество образования» в конкретной школе и работу конкретного учителя. А потом принимать «управленческие решения».

До сих пор все «проверочные работы» были направлены, в первую очередь, на проверку знаний учащихся. А вот нынешняя «диагностика» (осенние ВПР и эти «ОГЭ») детям «по барабану». Тут проверяют исключительно учителей. И педагогам остаётся только увещевать своих воспитанников «постараться ради родной школы».

А это крайне унизительная позиция. И в такие рамки учителя ставит министерство.

Здесь мы видим ещё одно проявление генеральной линии на обнуление социального статуса педагога. Мы уже отмечали, что поздравляя учителей с профессиональным праздником, гарант заявил: «Во все времена к учителям в нашей стране относились с особым почтением и уважением».

Подобные высказывания звучат сегодня как прямое издевательство. Спичрайтеры, вложившие эти слова в уста президента, напрочь лишены ума и совести. Небывало низкий престиж учительской профессии стал прямым следствием государственной образовательной политики и системы общественных отношений, которую выстраивали на протяжении последних десятилетий. Учитель низведён на положение обслуги, лакея. Сейчас кругом твердят о возврате школе воспитательной функции.

Но кого может воспитать лакей? Только такого же лакея. Очевидно, что это и требуется нынешней «элите», ибо там уверены, что «ум у них есть свой».

В отношении к учителю — вся суть перестройки системы образования. В своём «новом качестве» она должна лишь имитировать обучение и формировать обслугу, а не человека-творца. В этой ситуации абсолютно неверно назначать учителей крайними и предъявлять к ним все претензии. Каков социальный статус педагога, таким неизбежно и будет учитель. Все иные рано или поздно покинут профессию. Здесь неразрывная связь, и для решения проблемы надо ломать всю систему отношения власти к нашей школе.

А тем временем в образовательной политике обозначился новый тренд. Социальное унижение педагогов привело к тотальному дефициту учительских кадров, что породило проблемы для власти (конституционного уровня, см. здесь). Но тут «вовремя» пришёл коронавирус, и появилась возможность форсированного внедрения дистанционного «образования» (вместо учителя). А это значит, что формировать народ с психологией обслуги можно будет не через посредство педагогов (которых ещё надо опустить на уровень лакея), а напрямую, через контент «дистанционной школы».

Сегодня мы должны жёстко требовать от власти, чтобы в каждой школе был учитель. По каждому предмету. И всеми силами поддерживать хороших педагогов. Родительская поддержка важна сейчас как никогда. Кроме нас, настоящим учителям опереться не на кого.

Еще больше интересных статей об образовании вы можете найти в паблике «За возрождение образования»

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: