2023 год Указом Президента России Владимира Путина был объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
Наставничество — это важный процесс, обеспечивающий передачу опыта более опытных учителей и поддержку молодым специалистам или малоопытным учителям. Цель наставничества– помочь новым педагогам успешно адаптироваться в новом коллективе, развивать педагогические навыки и умения. Задачи наставничества могут включать содействие профессиональному росту, предоставление обратной связи и менторство (способ неформального обучения).
Формы наставничества педагогических работников:
- педагог-педагог;
- руководитель-педагог;
- социальный партнер-педагог ОО.
Виды наставничества:
- традиционное;
- реверсивное (предполагает не односторонний поток информации, а двусторонний обмен знаниями и опытом профессионалов разных поколений);
- партнерское (подразумевает взаимодействие между педагогическими работниками, имеющими одинаковое положение, одинаковый статус, примерно одного возраста или стажа);
- групповое (форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек). Реализуется в процессе работы наставника с группой педагогов, испытывающими схожие затруднения.)
- виртуальное (дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн- сообщества, тематические интернет-порталы и др.)
- краткосрочное (форма организации на короткий период времени)
- ситуационное (форма организации для решения определенной ситуации (например подготовить коллегу к конкурсу)
- скоростное (это однократные встречи сотрудников с наставником более высокого уровня или специалистом по развитию персонала с целью построения взаимоотношений с другими людьми, объединенными общими проблемами и интересами.)
В нашей школе организована наставническая работа с 2021 года. Были разработаны документы:
- положение о системе наставничества;
- дорожная карта;
Программы наставничества (со вновь прибывшими педагогами; с молодыми педагогами; путь в науку, исследовательская деятельность)
Направления реализуемых персонализированных программ наставничества:
- сопровождение молодого педагога;
- преодоление профессиональных затруднений педагога;
- сопровождение педагога в конкурсном движении;
- сопровождение педагога в процессе аттестации;
- сопровождение педагога при переходе на новую должность;
- сопровождение педагога при переходе на новое место работы
Кто привлекается в качестве наставника:
опытный сотрудник школы, имеющий большой стаж работы (от 10 лет) и высшую квалификационную категорию.
наставническая работа проходит пять этапов: от создания личного контакта и доверия между наставником и наставляемым, через регулярные беседы с использованием эффективных вопросов, постановку целей, разработку планов, создание двусторонней обратной связи к повторным встречам.
Первый этап – Создание личного контакта и доверительных связей.
На этом этапе не стоит задача научиться чему-то новому или все сразу запомнить. Главное – создать с наставляемым доверительный контакт. Наставник у наставляемого может не вызывать доверия, поэтому для наставника на этом шаге нужно создать условия для выхода из статуса «незнакомец». Люди лучше принимают идеи и замечания от тех, кого они знают.
Как это сделать? Ответ прост – проявить искреннюю заинтересованность личностью наставляемого:
● демонстрируем наставляемому этичным способом, что он нам небезразличен;
●не стесняемся сообщать о положительных намерениях;
● делимся опытом и знаниями;
● даем обещания и их выполняем (если знаем, что не сможем сдержать обещание, то не даем его);
● сотрудничаем, а неконтролируем.
Второй этап – Регулярные беседы с эффективными вопросами. Эффективными называются такие вопросы, ответы на которые стимулируют развитие коммуникации. Для наставничества движение вперед и есть показатель результативности взаимодействия: быстрое обучение, прогресс новичка, стирание границ недоверия. Поэтому в коммуникации важно использовать вопросы, при поиске ответа на которые новичок получит опыт, знания, навыки.
Эффективный вопрос не предполагает готового решения. Желательно, чтобы, отвечая на вопрос, наставляемый делился собственными мыслями. Например, молодой учитель, пришедший в коллектив школы в середине учебного года, может испытывать дискомфорт. Конечно, же было бы хорошо, если бы наставник из числа других учителей этой школы помог ему в процессе адаптации. Наставник может назвать все имена учителей, но, как известно, в памяти может одновременно зафиксироваться плюс-минус 6-10 объектов. Поэтому имеет смысл наставнику организовать на ШМО «час» знакомства, где новичок задаст вопросы коллегам, расскажет о себе, что и подтолкнет его к решению проблемы.
Третий этап – Постановка целей и разработка задач. Придя в образовательную организацию, наставляемый, как правило, не может быть полностью самостоятельным. Чтобы «воспитать» полноценного самостоятельного учителя, кроме обучения по специальности нужно привить ему навыки планирования и целеполагания. Это поможет вашим подопечным ставить продуманные цели и составлять планы по их достижению.
Правильно поставленная цель имеет реалистичный дедлайн, созвучна с устремлениями сотрудника и укладывается в общую стратегию.
Четвертый этап – Организация двусторонней обратной связи. Обратная связь – это индикатор развития отношений. Не всегда обратная связь – это словесно выраженный отклик. Иногда достаточно одобрительного взгляда, проявления желания совместно выполнить какую-либо работу. В целом обратная связь должна демонстрировать заботу и дружескую поддержку, желание помочь подопечному стать лучше.
Пятый этап – Повторные встречи. Повторные встречи с наставником позволяют контролировать работу наставляемого, поддерживать с ним тесный контакт.
«Пятилистник» наставничества
Представленная этапность работы наставника демонстрирует процесс развития наставничества. Вместе с тем с психологической точки зрения имеет смысл рассмотреть, как изменяются собственно взаимоотношения между наставником и наставляемым.
Здесь также можно обозначить 5 этапов, которые характеризуются изменением позиций наставника и наставляемого по отношению друг к другу:
1. Я рассказываю — ТЫ слушаешь. Цель этапа — передать информацию о модели поведения, технологию работы. Активность сотрудника минимальна. Его задача – слушать и запоминать. Обучающий чаще использует экспертный подход или стиль наставника.
2. Я показываю — ТЫ смотришь. Цель этапа – показать пример выполнения технологии. Наставник и наставляемый выполняют деятельность вместе, и на собственном примере показывает, как должна быть реализована модель поведения.
3. Сделаем вместе: ТЫ и Я. Цель этапа – закрепить технологию, определить, насколько эффективно ученик выполняет ее. На этом этапе нет задачи экзаменовать, нужно лишь определить сильные стороны и зоны развития в применяемой технологии. Поэтому важно ДО начала совместной работы договориться, как будут распределены роли: когда включается наставник, какие части выполняет ученик полностью самостоятельно, в каком формате будет происходить обратная связь (сразу во время работы или после).
4. Сделай САМ, Я дам тебе обратную связь. Цель этапа – дать ученику возможность приобрести собственный опыт, позволить самостоятельно решать задачи практики, при этом с помощью обратной связи скорректировать его действия.
5. ТЫ делаешь, ТЫ объясняешь. Цель этапа – вопросами направить мысль ученика, чтобы он самостоятельно проанализировал эффективность своих действий, подумал о том, как устранить препятствия. Наставник только помогает ему, задавая вопросы. Этот этап требует выдержки – сдержать себя, когда хочется дать «правильный» ответ.
Если наставляемый знает техники активного слушания, вовлечен в совместный процесс, то, возможно, этапы «Я рассказываю, ТЫ слушаешь» и «Я показываю, ТЫ смотришь» могут быть совмещены.
Для продуктивной работы в школе были созданы условия.
1. Кадровые условия ( коллективе есть опытные учителя, имеющие высшую квалификационную категорию)
2. Организационно-методические условия:
- подготовку локальных нормативных актов, программ, сопровождающих процесс наставничества педагогических работников;
- куратор наставничества оказывает консультационную и методическую помощи наставникам и их подопечным в разработке мероприятий по реализации персонализированных программ наставничества;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы наставников, обмен инновационным опытом в сфере наставничества педагогических работников;
- координирование вертикальных и горизонтальных связей в управлении наставнической деятельностью;
- осуществление мониторинга результатов наставнической деятельности.
3. Материально-технические условия:
4. Финансово-экономические условия:
В настоящий момент в школу приходят два типа учителей математики:
- приезжие с материка, уже достаточно опытные педагоги, имеющие педагогический стаж, но испытывающие трудности с адаптацией с новым коллективом.
- педагоги, пришедшие из других профессий, прошедшие переподготовку, в основном дистанционную. Они испытывают трудности с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Слабо знают методику преподавания предмета, возрастные особенности школьников.
Трудности наставников:
загруженность (большое количество часов, отчетов, классное руководство, внеурочная деятельность, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, репетиторство)
С чем сталкиваются педагоги в школе:
- низкая заработная плата;
- родители (они могут делать замечания по поводу и без, общение 24/7, если не отвечают обижаются и жалуются руководству, контроль учителя).
- чаты и группы школы.
- много бумажной работы (списки учеников, ОВЗ, мигрантов, журналы посещений, питание, рассылка результатов (индивидуальная), передавать через общие чаты нельзя, защита персональных данных, заполнение отчетов, дневников наблюдений, листов уведомлений родителей, планов работы, сетевой город.
Помощь наставника:
- помощь в ориентировании по школе (экскурсия, познакомить с коллегами)
- анкетирование?
- установить комфортные отношения. Предполагается помощь психолога, но чаще всего он загружен работой с детьми, особенно если школа не большая.
- посещение уроков наставляемого и наставника и опытных учителей.
- помощь: методическая (на уроках, современные образовательные технологии, материалы, контрольно-измерительные материалы), изучение локальных актов и нормативных документов, создание эффективной обратной связи.
С родителями (создание групп, установление правил общения, правил общения с родителями)
Вовлечение в профессиональные сообщества, конкурсы.
Автор — Ольга Белова