Аттестация педагогов по-прежнему остается злободневной темой для обсуждения. Напомним, что процедура обязательна для педагога раз в пять лет.
Разговоры о том, что в регионах аттестационные процедуры разняться, что для прохождения аттестации нужно собирать горы документов, что отнимает кучу времени и сил педагога, говорят уже более пяти лет, но… воз и ныне там.
Сам процесс аттестации не только отнимает много времени, сил у учителя, но и не гарантирует ему достойной зарплаты, уважения сообщества и социума, признания его профессионализма.
Ещё в 2016 году Минобразования решило исправить положение и провозгласило радикальное изменение процедуры аттестации, которое позволит точно определить квалификацию педагога и позволит ввести новые должности в штате.
Введение ФГОС сделало первый шаг в этом направлении. Введение НСУР и Профессионального стандарта педагога — это следующий шаг. Было заявлено, что назначение аттестации в этом случае – это определение уровня владения педагогом профессиональными компетенциями, обозначенными в Профессиональном стандарте педагога. Уже тогда был предложен профессиональный или квалификационный экзамен.
Этот экзамен предлагалось проводить в форме ЕГЭ по предметам, потом добавили тестирование по нормативной базе педагогической деятельности, психологии, современным образовательным технологиям. Вот такой квалификационный экзамен было решено предложить педагогам.
Оценка компетенций учителя должна была состоять из:
- диагностической работы;
- решения методических задач;
- решения профессиональной задач;
- видеотрансляции или видеозаписи урока;
- опроса.
Была озвучена процедура аттестации, виды испытаний, виды заданий для педагогов (ЕФОМ), проведена апробация. Результаты оказались неутешительными: некоторые испытания были признаны нереальными для исполнения и вызвали массу нареканий как со стороны педагогов, так и родителей (видеозапись урока), отношение к ЕФОМ тоже оказалось неоднозначным. Было решено внедрение данной модели отложить. В результате как – то все это забылось.
Когда Министерство просвещения отложило этот вопрос для всей страны, в 4 регионах была предложена пилотная модель реализации идеи профессионального экзамена для учителей. Сначала были созданы Центры оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов в Волгоградской, Самарской, Тюменской и Свердловской областях, пригласили независимых экспертов, а затем запустили независимую оценку квалификации педагогов в форме профессионального экзамена в пилотном режиме.
Профессиональный экзамен, который предлагается в пилотных регионах не является аттестацией и не подменяет его. Этот профессиональный экзамен — это независимая оценка квалификации в соответствии с профессиональным стандартом педагога и требованиям к квалификации педагога. Это не аттестационная процедура!
А раз так, то и проходить ее педагоги не торопятся. Одной аттестации в пять лет достаточно! А как тогда привлечь педагогов? Тогда заявили, что профессиональный экзамен могут засчитать в качестве аттестации. Правда оказалось, что сделать это могут лишь в 4 регионах, которые вошли в пилотный проект. Но и тут есть подводный камень: ключевое слово здесь «МОГУТ»! Следовательно, а могут и не засчитать?!
Помните старый анекдот о студенте, которого послали копать траншею?
— Что ты можешь делать? – спросил мастер.
— Могу копать! – ответил студент.
— А ещё что можешь делать? – спрашивает мастер.
— Могу не копать!
Вот такие «скользкие» формулировки сразу настораживают и отталкивают. Вопрос о том, принимать или не принимать результаты экзамена как аттестацию, остается открытым, так как его решение зависит от региональных властей. А захотят ли они что – либо менять в этом вопросе? Куда тогда девать армию специалистов и всю систему аттестации и занятых в ней специалистов региона, созданных в соответствии с требованиями Министерства просвещения РФ? Ведь сейчас они существуют параллельно. Тогда зачем так много разного «движения» вокруг аттестации?
Опрос ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования» среди 2,5 тысячи учителей показал, что интерес к профессиональному экзамену у педагогов неоднозначен и имеет практикоориентированный характер:
- 7 % готовы его пройти в случае разногласий с администрацией;
- 24 % готовы сделать это для себя;
- 40 % стали бы его сдавать, если бы профессиональный экзамен признали аттестационной процедурой.
Следовательно, если профессиональный экзамен будет признан аттестацией – придут многие. Если нет, то малое количество педагогов заинтересуется такой процедурой.
Кроме того, профессиональный экзамен – это платная услуга. Бесплатно пройти экзамен можно будет в том случае, если сам работодатель отправит педагога для прохождения данного экзамена. Если же педагог захочет пройти эту процедуру добровольно, то оплачивать её будет самостоятельно.
Заявляется, что сдавать профессиональный экзамен «для себя» имеет смысл и в случае, если у учителя есть разногласия с руководством школы. С помощью документа, подтверждающего квалификацию педагога можно обжаловать свое увольнение за несоответствие занимаемой должности. Да, действительно, обжаловать – то можно, а как потом работать в таком коллективе и с таким руководителем, который хотел от тебя избавиться любым способом?!
Широкой огласки такая независимая оценка квалификации педагога не получила пока. Вспомнили о ней в связи с тем, что глава Министерства просвещения С. Кравцов опять заявил об изменении порядка аттестации и речь опять идет об экзамене для учителей: чтобы учитель, не отрываясь от своей работы, в два клика прошел аттестацию, не собирая тонну бумаг. Известно, что основная часть экзамена — это тестовые задания по педагогике, психологии, нормативной базе образовательной деятельности, методике преподавания. Входят в профессиональный экзамен и решение кейсов. Возникает вопрос: «Так будем сдавать или не будем?»