В результате реформы системы образования каждый родитель ребенка с ограниченными возможностями вправе предпочесть образовательное учреждение специализированной школе, и всё чаще в начальные классы общеобразовательных школ приходят “особенные” дети. К педагогу в этом случае предъявляются более высокие требования.
Как же быть учителю? Дадим несколько советов.
Прежде всего принять ребенка и тот факт, что с его появлением в классе вам придется развиваться, учиться видеть мир глазами “другого” человека, знать его психологические особенности, быть готовым отстаивать интересы ученика, бороться со случаями моббинга и корректировать психологический климат в классе.
Главная задача педагога, на наш взгляд, заключается в создании доброжелательной атмосферы, в которой приветствуется взаимная поддержка, а проявления дискриминации осуждаемы. Именно такая атмосфера поможет развиваться детям с особенностями здоровья, часто переживающим ситуации неудачи и отторжения сверстниками, а здоровые дети будут терпимее.
Такая атмосфера поддержки будет создана, когда дети научатся дружить, и каждый ученик, не только ребенок с ограниченными возможностями здоровья, почувствует себя безоговорочно принятым и сопричастным. Особенно необходим друг ребенку-инвалиду. Нередко бывает так, что таким товарищем становится ребенок, испытывающий трудности в учебе, и, опекая ребенка-инвалида, сам начинает учиться лучше.
Чтобы в зачатке пресечь случаи моббинга или буллинга, учителю следует быть в курсе развития взаимоотношений в классе и сразу установить правила, основанные на принципах справедливости. Советуем обсуждать все конфликтные ситуации, а также открыто оказывать поддержку пострадавшему.
Проведите со школьниками беседу, объясните понятия “инвалидность”, “ограниченные возможности”. Предложите детям вспомнить свой опыт переживания болезни или травмы, спросите, что они чувствовали, как к ним относились окружающие, как вело себя тело. Расскажите о том, что происходит с телом человека, который долго не выздоравливает.
Осознать боли и проблемы инвалидов поможет беседа со взрослым человеком с особенностями здоровья, добившимся успеха, пусть дети зададут ему как можно больше вопросов. Попросите спикера рассказать о его переживаниях, когда его обижали сверстники, сделать акцент на том, что инвалидность не является несчастьем. Не исключено, что такая встреча станет знаменательной для самого “особенного” ребенка: он увидит ролевую модель взрослого инвалида, добившегося успеха.
Возможно, по мере взросления на такой рассказ о себе решится и сам ребенок-инвалид, главное, не заставлять его делать этот шаг, нужно, чтобы он научился уверенно позиционировать себя в классе.
Это далеко не полный список советов, уверены, у вас есть свои методы работы в инклюзивном классе. Будем рады, если вы поделитесь своими педагогическими находками и открытиями.
[mailerlite_form form_id=4]