Из опыта работы Ольги Валентиновны Колодкиной
Вся моя педагогическая деятельность связана с детским музыкальным театром. Направления, в которых я начала работать, весьма традиционны: это музыкально-литературные композиции, инсценировка песен и музыкальные спектакли. Ко многим из них у меня написана своя музыка — как песни, так и целые мюзиклы.
Дети всегда с интересом откликаются на любые виды музыкальной деятельности, связанные с театром. Они не только выполняют то, что показывают и советуют взрослые, но занимают активную жизненную позицию, предлагая свои режиссёрские, поэтические и музыкально-сценические варианты.
Порою, ребята сами находят интересный для них сценарий, подбирают или сочиняют музыку к нему, а я только корректирую и координирую их действия. Дети приносят мне свои стихи, я сочиняю на них песню, и они с нею выступают. Дети напевают мне свои песни, а я подбираю к ним аккомпанемент, помогаю сделать двухголосную аранжировку.
Основной принцип такого взаимодействия – партнёрство, а не назидание, свобода выбора без навязывания своего мнения. При этом обязательным условием совместной работы является взаимоуважение и культура поведения.
Многолетний опыт показал, что ребятам гораздо больше нравится что-то создавать и придумывать самим, чем разучивать и выполнять всё по указке взрослых. Это натолкнуло меня на мысль о создании музыкально-театральной мастерской.
О детских музыкальных театрах
Каким должен быть такой детский музыкальный театр, который будет нужен и интересен самим детям, который они создадут сами под руководством своего педагога?
Конечно же, это должен быть современный театр. Его современность в том, что он даёт возможность самореализоваться каждому участнику действия, учит креативности, умению общаться и взаимодействовать, проявлять одновременно внутреннюю культуру и социальную активность.
Эти интересы можно обозначить тезисно:
- Твоя песня: сочиняй и пой!
- Твоя роль: играй один и с друзьями!
- Твоя жизнь: вырази в искусстве свои чувства.
Актуальность такого детского музыкального театра обозначена ещё двумя не менее важными показателями: направленность на здоровьесбережение и доступность для всех освоения основ музыкальной грамоты.
Первый показатель состоит из трёх слагаемых: ГОЛОС + ДУША + ТЕЛО = ЗДОРОВЬЕ. ГОЛОС развиваем через пение по нотам, под синтезатор и караоке, а также под любой акустический музыкальный инструмент. ДУША становится чуткой и отзывчивой при слушании и пении любимых мелодий, в том числе и мелодий, сочиненных самими детьми. ТЕЛО активно помогает выразить чувства в ритмичных движениях, в инсценировках песен. В результате такой деятельности ребёнок получает прилив творческих и физических сил, вдохновение, что способствует в первую очередь укреплению нервной системы.
Второй показатель актуальности такого современного детского музыкального театра состоит в том, что музыкальное образование доступно и необходимо всем. Этот принцип является моим личным кредо и глубоким внутренним убеждением. Можно возразить, что у каждого человека музыкальные способности совершенно разные, а у кого-то они почти отсутствуют. Но ведь и в математике далеко не у всех есть хорошие способности, однако её изучают в школе все дети и на весьма серьёзном уровне.
Ещё древние греки знали, насколько музыка близка математике, и способна научить креативному мышлению, умению сравнивать и анализировать, а при этом она ещё способствует активной социализации человека. По новым Федеральным образовательным стандартам именно эти качества личности следует в первую очередь развивать через формирование универсальных учебных действий (УУД) как на основных школьных предметах, так и на занятиях в дополнительном образовании.
Если мы можем быть убеждены в необходимости музыкального образования, то с его доступностью не всё так просто. Многие дети не имеют возможности специально обучаться игре на музыкальных инструментах, а те, которые обучаются, испытывают огромные трудности в освоении теории музыки. Чаще всего это происходит из-за того, что на занятиях музыкой, как в общеобразовательной, так и в музыкальной школе остро стоит проблема мотивации обучения.
Для повышения учебной мотивации необходимо обновление видов музыкальной деятельности, о чём пойдёт речь в следующем разделе.
Какие принципы и виды деятельности должны лежать в основе детского музыкального театра?
Общим принципом всех видов музыкально-театральной деятельности в музыкально-театральной мастерской является воплощение авторского замысла путём сочинения и варьирования сценариев, поэтических текстов, музыки и пластических движений под музыку. Это принцип сочинения, импровизации и варьирования.
В процессе выполнения творческого задания происходит усвоение нового и закрепление пройденного учебного материала. Перечислю четыре основных вида деятельности, работающих на этом принципе:
- Пластическая импровизация – движение под музыку, на основе варьирования элементов хореографии и пантомимы для создания музыкально-сценического образа.
- Инструментальная импровизация – чаще всего создаёт определённый фон и атмосферу музыкально-сценического действия. Создание такого фона можно сравнить с фоном картины в изобразительном искусстве. Такая импровизация может быть подготовлена заранее и записана в виде фонограммы, а может создаваться каждый раз заново в процессе репетиций и на выступлениях, сохраняя свои основные элементы для передачи достоверного образа.
- Вокальная импровизация – создаётся путём «наложения» голоса на заранее подготовленный или создаваемый тут же фон инструментального сопровождения, а так же может исполняться без сопровождения. При работе с инструментальным сопровождением очень важно, чтобы звучание голоса органично соединялось в ансамбль со звучанием инструментального сопровождения.
- Поэтическая импровизация – сочинение стихов и собственных сценариев.
В процессе такой творческой работы дети могут приобрести навыки сольфеджирования, освоить клавиатуру и основы игры на таких клавишных инструментах, как фортепиано, синтезатор и музыкальный компьютер, научатся пластике сценического движения с элементами хореографии и пантомимы, разовьют свои вокальные и литературно-поэтические способности.
При этом, как уже говорилось выше, важнейшими показателями такого обучения являются высокая мотивация и развитие креативных способностей каждого ученика, создание благоприятной атмосферы для здоровьесбережения и активной социализации детей.
Творческим продуктом такой деятельности в музыкально-театральной мастерской являются музыкально-сценические импровизации и сочинения, в которых ученики могут самореализоваться, выражая свои идеи, чувства и мысли путём создания разнообразных художественных образов и проявляя этим активную жизненную позицию, формируя свою индивидуальность и развиваясь, как личность.
Фото: culturerk.narod.ru