Счетная палата подвела итоги цифровизации в российских школах в 2016–2021 годах: за это время количество компьютеров увеличилось на 28%, почти в четыре раза выросло число учреждений с высокоскоростным интернетом, многие стали использовать системы электронного документооборота, электронные журналы и дневники.
Однако, говорят эксперты, из-за дефицита IT-специалистов и единой концепции «цифровой образовательной среды» перемены вызвали отторжение у большей части педагогического сообщества. По словам эксперта Института образования НИУ ВШЭ Татьяны Мерцаловой, сейчас нигде не прописано даже то, какой минимум оборудования должна иметь школа. Вместо облегчения труда за счет технологий часто работа учителя наоборот удваивается: ему приходится заполнять и электронные дневник и журнал, и их бумажные версии.
Цифровизация также косвенно привела к росту нагрузки на учителей из-за необходимости проходить множество образовательных курсов.
«Если раньше программы повышения квалификации были очными и могли занимать неделю в течение полугода, то теперь за этот же срок учителям предлагается пройти до 10–15 онлайн-курсов по 30–40 часов каждый», — рассказывает оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова.