Школьная травля (или буллинг) все чаще становится основной темой обсуждений в обществе. Недавний случай в Бурятии показал, что зачастую родители и ребенок остаются наедине со своей проблемой, а школы стараются об этом молчать и поменьше «выносить сора из избы».
Как семейный психолог я уверена, школа должна играть главную роль в борьбе с травлей. Чаще всего именно в учебном заведении начинается преследование детей: на площадке, в столовой, раздевалках или прямо в коридорах. Но ведь в школах работают профессионалы, которые знакомы с психологией (а в некоторых школах есть и ставки психологов), которые могут и должны препятствовать преследованиям и унижениям школьников.
Предлагаю в статье 7 способов, как школы могут предотвратить травлю в своих стенах:
- Необходимо провести занятие для всех детей, чтобы научить их определять «язык вражды»: какие слова можно считать обидными. То же самое необходимо объяснить и об обидных действиях. Детей также стоит учить позитивным навыкам общения. В обществе с позитивной атмосферой куда реже бывают случаи травли.
- Необходимо создать систему, которая позволит жертвам травли (анонимно, если потребуется) обращаться и получать помощь. Директор (или завуч) вместе с психологом (и учителем) должны обсуждать и находить решения вместе с жертвой травли и его семьей.
- Необходимо посвятить один или несколько классных часов обсуждению мотивации и последствий травли. Это поможет детям быть внимательными к себе и другим и лучше понимать друг друга. Каждый булли сам когда-то был жертвой травли. Для них травля – это месть. Такие дети не уверены в себе и страдают от низкой самооценки. Они повышают свою значимость, окружая себя детьми, которых легко контролировать. Травля помогает им чувствовать себя лучше. Необходимо иметь это в виду, если мы хотим помочь и разрешить ситуацию.
- Психологи должны учить детей правильному поведению, если те станут жертвами травли. Для этого можно разыгрывать сцены по ролям. Например, дети могут создать собственные сценки на тему травли и разыгрывать их перед классом. Каждый ребенок должен сыграть роль булли, его «подпевалы» и жертвы.
- Обязательно посещать школьного психолога должны жертвы травли, булли и их «помощники». Если необходимо, их можно направлять на приемы у психолога за пределами школы.
- В школах должны проводиться фестивали и другие мероприятия, которые посвящены проблеме травли. На них можно предложить детям придумать собственные слоганы для борьбы с травлей и затем повесить их в коридоре на всеобщее обозрение. А детей, которые сообщают о травле, необходимо всячески поощрять.
- В школах должны быть серьезные наказания за организацию травли. Не нужно терпеть и закрывать глаза на такое поведение. При этом необходимо тщательно рассматривать каждое дело и не рубить с плеча. Каждая сторона должна иметь возможность высказаться.
Травля появилась вместе с обществом и побороть её до конца почти невозможно. Но стараниями школы, родителей и детей можно сделать пребывание в учебном заведении куда безопаснее и здоровее.
Оригинал: Мэри Уоллес для PsychologyToday
[mailerlite_form form_id=4]