Литература крайне важна для подрастающего поколения, считает Ирина Коган, — книги сделают школьников «думающими и чувствующими, сделают самостоятельными и ответственными, сделают гражданами, достойными своей страны».
Для этого потребуется серьезная работа со стороны государства, всего автор представила 35 тезисов, которые позволят сделать преподавание литературы по-настоящему свободным и помогут учителям литературы выполнить свою важную задачу.
- Потребуется вариативность школьных программ преподавания литературы (она есть и сейчас).
- Отказ от полной унификации списка литературы для школьников.
- Каждый учитель должен иметь возможность создать свою авторскую программу преподавания (никто не вправе требовать создания авторской программы при этом).
- Утверждение авторских программ не должно проходить под чутким взором чиновников от образования. Практика преподавания должна показывать эффективность/неэффективность.
- Вариативность учебников по литературе.
- Обязательный выпускной экзамен по литературе.
- Форма экзамена по литературе должен выбирать сам ученик (реферат, сочинение, анализ текста и другое).
- Должен быть определен самый минимум обязательных текстов для изучения, чтобы этот «минимум» не занимал все часы, отведенные на уроки литературы.
- Выстроить стандарт так, чтобы все книги школьники успевали усвоить, и никогда не говорить с ними о «непрочитанном».
- Список литературы должен формироваться исходя из принципов возрастной психологии восприятия текста подростком.
Остальные пункты вы сможете прочитать на сайте Гильдии словесников (ссылка ниже).
«Я пишу о тысячах и тысячах учителей, которые вовсе не являются какими-то публичными или самостоятельными фигурами и у которых нет никаких рычагов и нет смелости стать борцами и изменить ситуацию в собственной школе, пойдя на конфликт со администрацией в отстаивании права преподавать свой предмет так, как они считают нужным. Которые, наконец, просто боятся ответных репрессий или даже увольнения. Их тоже можно понять! Не должно честное исполнение своего профессионального долга превращаться в борьбу за выживание!» — так описала причины появления манифеста Ирина Коган.
Источник: Гильдия словесников
[mailerlite_form form_id=4]