Мелкая моторика — это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, формировать механизмы, для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов — служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по общей и ручной моторике, позволяет детям почувствовать свою успешность. Поэтому данная работа должна начинаться задолго до поступления в школу. В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарование детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений
Занятия проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
1. Упражнение с массажным мячом:
Я мячом круги катаю Взад-вперед его гоняю Им поглажу я ладошку, А потом сожму немножко. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. А теперь последний трюк-Мяч летает между рук. (Движения соответствуют тексту)
Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик) Покатаем и потрем, (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем, (пальчиками одной руки нажимаем на шпики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем, (меняем ручку и тоже катаем мячик)
2. Упражнения с массажным кольцом :
«Мы колечки надеваем» Мы колечки надеваем, Пальцы наши украшаем. Надеваем и снимаем, Пальцы наши упражняем. Будь здоров ты, пальчик мой, И дружи всегда со мной.
Массажировать и закреплять название пальцев.
Звериная зарядка Раз — присядка, Два — прыжок. Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза) Любят долго потянуться (потянуться) Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой) Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны) А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед) И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны) А кому зарядки мало —
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
Раз-подняться, потянуться, (потянулись)
Два-согнуться, разогнуться, (прогнули спинки, руки на поясе)
Три-в ладоши три хлопка, (хлопки в ладоши)
Головою три кивка (движения головой)
На четыре-руки шире, (руки в стороны)
Пять-руками помахать, (махи руками)
Шесть-на место сесть опять (присели)
Здравствуй, солнышко — дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик — пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Ягодный счёт По опушке шла лисичка: — раз, в корзине земляничка, Два — как небо голубика, Три — румяная брусника, А четыре — вот морошка, Пять — смородины немножко, Шесть — как бусинка калина, Семь — как солнышко рябина Восемь — в лапке ежевика, Девять — синяя чернинка, Десять — сочная малина, Вот и полная корзина!
3. Физминутки:
Звериная зарядка
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
4. Игры с предметами
«Чудесный мешочек»
Определить на ощупь предмет в мешочке.
Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка). Материал: мешочек затягивающий, игрушки домашних и диких животных из разного материала.
Спрячь платок
Задача пальцами собрать и зажать в оба кулачка по платку. Затем попросить разгладить платочек. Картина из камешков
Цель: развивать точность движений, творческое воображение. Что необходимо: лист картона, набор цветных бусин.
Как играем: на листе картона выложить рисунок по желанию или по образцу
Игра «Моталочка»
Намотать ленточку на катушку.
«Обведи предмет «
Обеведи свою ладошку, дно стакана, маленькую тарелочку. нейроигра «Успевайка» цель: развитить оба полушария.
-лягушка хочет в пруд, лягушке скучно тут (кулак-ребро-ладонь)
- мы играли в ладушки, жарили оладушки (ладонь вверх-ладонь вниз) Так пожарим, повернем. И опять играть начнем.
- одни кулак, одна ладошка, Ты поменяй их быстро крошка. Теперь ладошка и кулак. И все быстрее делай так.
5. Нестандартное рисование:
— на крупе;
— выкладывание рисунка косточками, семечками, скорлупками;
— закрашивание рисунка крупой, зернышками;
— обрывная аппликация
6. Пальчиковая гимнастика:
Дом
Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения) И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики — «бутончик тюльпана»)
Целенаправленное воспитание двигательно-координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») воспитанников способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение.
Автор — Татьяна Помарчук