В IV четверти завершившегося учебного года всем: и учителям, и ученикам, и родителям – было нелегко, т.к. пришлось срочно перейти на дистанционное обучение. Учителя к этому были не готовы ни морально, ни методически (не было специального обучения), ни технически («слабый» интернет, отсутствие на компьютере необходимых приложений и т.п.). Буквально на ходу нужно было найти удобный для учителя и для каждого класса подход к данному формату.
Что необходимо было сделать?
- Скорректировать учебный план.
- Выбрать инструменты, которые буду использовать.
- Пересмотреть планирование учебного дня.
- Продумать порядок контроля и оценивания учеников.
Прежде чем скорректировать план, была определена цель на период дистанционного обучения: освоить программный материал. Корректировка учебного плана сделана по общешкольному шаблону, в котором отражено, какими методическими материалами может пользоваться ученик, где выложено задание, каков должен быть результат работы ученика, где выложен этот результат, оценивается он или нет. Для того чтобы как-то сделать прозрачной работу на дистанте, я создала небольшую инструкцию и довела до сведения учеников и их родителей.
Инструкция по организации работы в период дистанционного обучения
- Весь учебный материал прикрепляется в информационной системе «Сетевой город. Образование. Республика Марий Эл» (в формате PowerPoint или Word). Задания в основном должны выполняться в рабочей тетради.
- Будут выкладываться ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ задания, которые НАДО
— выполнить в формате Word (по возможности) или сфотографировать/отсканировать,
— отправить на электронный адрес учителя до определённого числа. Позднее проверяться НЕ будут.
В их число входят самостоятельные и контрольные работы, выполнение которых ограничено во времени, поэтому ответы нужно прислать ДО определённого времени. - Будут даваться тесты в онлайн-школе «Фоксфорд», которые нужно решать до указанного в задании времени по ЖЕЛАНИЮ.
- Все ответы и отметки будут комментироваться в письме по электронной почте или прикрепляться в «Сетевом городе» в виде рецензий.
Из данной инструкции видно, что в своей работе я использовала традиционный в большинстве школ страны электронный журнал/дневник и давно знакомую ученикам платформу «Фоксфорд». Конечно, были попытки выйти и на Учи.ру, и на Яндекс. Учебник и другие, но они просто зависали.
К сожалению, в этом учебном году у меня не было возможности проводить видеоуроки и консультации по Skype, но я намерена исправить этот недочёт. Занятия проводились по традиционному расписанию в виде объяснений учебного материала и заданий в формате Word, PowerPoint, размещенных в «Сетевом городе». Я исходила из того, что нужно создавать простые и нужные для обучения ресурсы. Часть заданий ученики выполняли безотметочно и могли не присылать на проверку учителю, а только сверить свои ответы с образцом. Выполнение домашнего задания на отметку было ограничено временными рамками. О самостоятельных и контрольных работах ученики предупреждались заранее. Если у учащихся и их родителей возникали вопросы, они писали на мой электронный адрес или обращались через вкладку в «Сетевом городе».
Контроль за участием детей в дистанционном обучении еженедельно вели классные руководители и администрация. Я же контролировала, чтобы ученики соблюдали сроки выполнения заданий. В инструкции есть слова о том, что присланные после определённого в задании срока работы учеников приниматься не будут. Конечно, все работы, даже если они присланы намного позднее, проверялись и оценивались, отметка при этом не снижалась. Слова о сроках – это скорее для самоконтроля ученика и контроля выполнения задания со стороны родителей.
На этапе оценивания мне удалось прокомментировать практически каждую работу, а также отметку ученика, чтобы ребята смогли выполнить работу над ошибками. Естественно, не обошлось и без списывания друг у друга и из интернета. Но каждый ученик мог доработать сочинение, исправить любое задание (кроме контрольных работ и тестов), тем самым повысить отметку.
В новом формате обучения выявилась способность учеников к самодисциплине, самообразованию, проявился уровень их воспитанности, культуры общения в сети интернет. Конечно, пришлось общаться и родителями, которые дискутировали по теме урока, а порой спорили из-за отметки, но в итоге благодарили.
Сейчас ещё трудно судить об эффективности дистанционного обучения, т.к. не было живого контакта между педагогом и учеником, а также живого общения между самими ребятами, а главное – отсутствовала возможность обеспечения объективного контроля над усвоением знаний всеми обучающимися. Но я согласна с мнением коллег, что «организация образовательного процесса путем объединения дистанционных и очных форм обучения является наиболее предпочтительным вариантом обучения в школе».
[mailerlite_form form_id=4]