ИИ против учителя: как нейросети обманывают школьников, а педагоги всё равно их раскусывают

Новости

Искусственный интеллект действительно экономит время при подготовке школьных проектов и написании текстов, но без критического мышления ученика результат может быть обманчивым.

Об этом в интервью ТАСС рассказала Анастасия Шрамко, учитель русского языка и литературы, призер Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2021» и член Экспертного совета при Комитете Госдумы по просвещению.

По её словам, современные школьники уже больше года активно используют ИИ-чаты для выполнения домашних заданий и создания презентаций. Однако выяснилось, что ответы нейросетей зачастую поверхностны, шаблонны или требуют дополнительной доработки под руководством учителя.

«Уже не раз наши ребята убеждались, что этот ответ либо не полный, либо типичный, либо все равно требует пояснение учителя. Сами учителя, если заглядывали в эти чаты или заходили на сайты, позволяющие сделать быстро, скажем, презентации, как правило, смогут быстро увидеть продукт, созданный нейросетью», — отметила Шрамко.

Она также обратила внимание на то, что платные версии популярных нейросетей (например, GPT) позволяют получать более глубокие и точные ответы, однако их использование связано с финансовыми затратами и необходимостью определённых навыков работы с технологией. При этом ошибки в ответах остаются.

Шрамко привела примеры из практики: если задание требует знания тонкостей русского языка, таких как выбор Н/НН в суффиксах, или разбора литературных терминов, таких как «лишний человек», ИИ может дать неверное объяснение, основанное не на смысле, а на формальных правилах.

Несмотря на это, эксперт признала, что нейросети значительно упрощают поиск информации и экономят время. Главное — подходить к их использованию осознанно:

«Работа с этой информацией требует наличия критического и аналитического мышления».

Что касается помощи учителю, то пока программы для автоматической проверки работ не получили широкого распространения. Хотя такие технологии уже существуют, качество анализа оставляет желать лучшего. Зато есть ИИ, способные анализировать уроки и давать полезную обратную связь — правда, пока только на уровне методической поддержки преподавателей.

В заключение Шрамко отметила, что современные учителя адаптировались к реалиям цифровой эпохи. С появлением сайтов с готовыми работами они начали составлять задания, требующие творческого подхода и личного вклада ученика.

«Даже если ребенок и готовит доклад, мы оцениваем не его выразительное чтение с листа, а представление итогов работы и комментарий этих результатов. ИИ может сократить время, затраченное на выполнение этой работы, но без усилий самого ученика она не будет выполнена на 5, даже если учитель никогда не заходил в нейронные сети, но вдумчиво читает текст».

Таким образом, искусственный интеллект становится частью школьной жизни, но настоящий учитель остаётся главным фильтром между технологией и знанием.

Добавить комментарий

Читайте по теме: