Проблема инноватики в образовании поставлена в ранг приоритетных. Поэтому в последние годы стали привычными термины «инновационная школа», «инновационный образовательный процесс», «инновационная управленческая деятельность». Успех этих преобразований зависит от нормативной базы отрасли, от социально-педагогических условий функционирования образовательной организации, контингента учащихся, профессионального уровня педагогов, содержания и структуры инновационной деятельности администрации.
В рассмотрении проблемы будем воспринимать термин «инновационный процесс» как инновационную деятельность, направленную на применение научного знания и практического опыта для усовершенствования существующей практики. Отметим, что организация инновационной деятельности может быть эффективной только при обеспечении системного подхода (Н. Нечипоренко). Системно-деятельностный подход дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.
Новые идеи в образовании часто выступают объектом оценки преимуществ их реализации.
В противовес этому объективному процессу появляются различные формы сопротивления.
Сила сопротивления преодолевается педагогическим коллективом, если инновации восприняты им как объективная необходимость. В этом случае принимаются коллективные решения о внедрении инноваций, обеспечивается сотрудничество и сотворчество в этом процессе, каждый его участник знает роль и функции, получает квалифицированное сопровождение. Поэтому опытные руководители уделяют много внимания подготовке участников к ожидаемым нововведениям.
Понятно, что объем работы руководителя – новатора, стремящегося к успешному инновационному развитию организации, очень велик. Делегирование полномочий, по мнению А. Бакурадзе, коллегиальный стиль управления является эффективной предпосылкой усиления ответственности каждого участника образовательной деятельности за его результативность. Анализ управленческой практики свидетельствует: важную роль в обеспечении эффективности инновационной деятельности руководителя играет сотрудничество с научным учреждением, методической службой города (района), республики. Заключение договора между школой и учреждением не только подтверждает сотрудничество между ними, но и определяет цель, задачи, аспекты взаимодействия; функциональные обязанности сторон, направленные на взаимовыгодный конечный результат. Функционал руководителя школы как руководителя творческого инновационного процесса сводится к обеспечению оптимальных условий сотрудничества:
- привлечение к инновационному процессу учителей-профессионалов, активных и настойчивых;
- создание в коллективе творческой атмосферы и психологического микроклимата;
- обеспечение оптимальных условий для осуществления инновационного процесса (учебно-методического, материально-технического сопровождения);
- создание системы стимулирования, поощрения добросовестных участников инновационного процесса.
Руководитель несет персональную ответственность за ход инноваций и их результативность.
Инновационные процессы, осуществляемые в управлении школой, базируются на индивидуально-творческой инициативе директора, его заместителей с опорой на педагогический и ученический коллективы.
Руководители образования, в системе использующие инновации и достижения отраслевого управления, качественно обеспечивают обновление его компонентов.
Современные ученые (И. Балабанов, А. Власов, Л. Даниленко, И. Ермаков, Г. Ельникова, М. Поташник) разработали базовые понятия педагогической инноватики, инновационного менеджмента.
Преобладающее большинство ученых связывают инновационную деятельность руководителя с инновационной политикой в образовании.
При этом понятие «инновационная деятельность» рассматривают как:
а) целостное динамическое образование, обусловленное новейшими достижениями педагогической науки и практики, и характеризующееся концептуальностью, системностью, технологичностью действий;
б) функциональный продукт научно-теоретической и практической деятельности, предусматривающей коррекцию и модернизацию устоявшихся педагогических действий;
в) подсистему целостного педагогического процесса.
Инновационная управленческая деятельность как проблема менее исследована. Известны отдельные определения, характеристика сущностных признаков понятий (И. Бестужев-Лада, М. Ильин, И. Подласый, В. Сластенин и др.).
Известный социолог В. Афанасьев рассматривает инновационную деятельность с точки зрения обеспечения реализации принципов управления инновационной политикой в образовании. В то же время известные директора-практики отмечают роль инноваций в управлении как «осуществление перехода от государственного к общественному управлению учебным заведением» (А. Бакурадзе), «функцию катализатора изменений» (В. Громовой), модель реализации системы эффективного управления (Е. Ямбург).
Следует согласиться с И. Подласым, трактующим инновационную деятельность руководителя как внедрение в процесс организационно-руководящей инновации, суть которой заключается в принятии инновационной школой новой процедуры управления, новых форм организации труда.
Обратим внимание на мнение Л. Покроевой, полагающей: «Учебные заведения, которые годами не практикуют нововведений, кроме предложенных административными органами образования, функционируют по инерции, они однообразны, не имеют собственного имиджа, считаются неинновационными».
Различия между инновационными и неинновационными школами характеризует И. Подласый, опираясь на созданные им критерии.
Из многочисленных функциональных обязанностей руководителей школы, работающих в инновационном режиме, можно выделить инновационные виды деятельности:
- выбор научно-образовательной идеи или выдвижение авторской инновационной идеи, соответствующей реальной инновационной образовательной политике;
- сопоставление инновационной идеи с социально-педагогическими и материально-техническими возможностями школы;
- определение творческого потенциала педколлектива, уровня подготовки учащихся;
- осуществление выбора характера нововведений (аспектный, локальный, системный, комплексный), что влияет на определение объектов, участвующих в инновационных процессах;
- разработка проекта реализации инновационной идеи.
Исполнение этих видов деятельности под силу лишь руководителю-профессионалу с высоким уровнем креативности, личностно-профессиональных качеств. В наше время школе крайне необходимы руководители, умеющие высказывать идеи, брать на себя ответственность, вызывать интерес к себе и своим идеям, идти на риск, вести за собой. Руководитель новой генерации отличается современным управленческим мышлением, новыми подходами к управлению.
Исследование рассматриваемой проблемы приводит к возможности составить правила инновационной деятельности руководителя школы: доступность целей и задач управления организацией; минимальное количество промежуточных подсистем управления; гибкость, динамичность вертикальных и горизонтальных связей между субъектами управления; формирование единой «команды» управления в целостной системе; рациональное использование субъектов управления. В. Слободчиков определяет четыре самостоятельных типа инновационной деятельности руководителя школы – исследование, конструирование, проектирование, организационное управление.
Руководитель, работающий в инновационном режиме, пользуется средствами, обеспечивающими обновление принципов, функций, методов управления.
Инновационная деятельность руководителя – личностный результат его творческой деятельности, приводящий к реализации миссии школы, высокому качеству педагогического процесса. Связанное с инновационной деятельностью обновление управления общеобразовательной организацией обеспечивает положительное влияние на развитие образования.
«Концепция инновационной направленности научно-методического сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогических кадров» (Макеевка, 2018) содержит целеполагание по проблеме в образовательном пространстве города; содержание деятельности; перечень законов, действующих в инновационной системе; формы вовлечения руководящих и педагогических кадров в инновационную деятельность; задачи специальных исследовательских групп; описание системы деятельности методиста в обозначенном контексте.
Внедрение компонентов подготовки руководителя школы к инновационной управленческой деятельности подтверждает наличие позитивных изменений в более полном раскрытии способностей участников инновационного процесса, возрастание уровня самостоятельности и творчества, развитие коллегиальных форм организации и стимулирования работы.
Отметим: подготовка руководителя школы к инновационной управленческой деятельности определяется не только ее содержанием, но совокупностью личностных черт, интеграция которых рассматривается как инновационный ресурс ее осуществления.
К инновационному ресурсу относятся социально-психологические особенности субъектов процесса (толерантность в общении, гибкость мышления, уровень образованности, характер взаимодействия в группах, профессиональные статус и опыт (Н. Василенко).
Анализ опроса руководителей общеобразовательных организаций города — участников инновационной деятельности, зафиксировал следующие результаты.
Внутренние мотивы руководителей:
желание углубить подготовку по педагогической, управленческой инноватике | 47% |
интерес к инновационной управленческой деятельности | 23% |
желание активизировать инновационную деятельность педколлектива | 27% |
личностное развитие руководителя | 31% |
Внешние мотивы руководителей: | |
желание наладить эффективное сотрудничество участников инновационной деятельности | 23% |
необходимость повышения качества образования на инновационной основе | 45% |
возможность улучшения организационной культуры школы | 13% |
расширение инновационных форм взаимодействия в инновационном образовательном пространстве | 9% |
поиск путей развития школы в инновационном режиме | 12% |
Организация процесса нововведений складывается из этапов:
- пропедевтико-аналитического;
- подготовительного;
- собственно аналитического;
- итогово-прогностического.
Собственно управленческая деятельность руководителя в аспекте инноваций заключается в рациональном распределении обязанностей между управленцами, наделение их соответствующими полномочиями относительно управления инновационными процессами.
Кроме этого, виды инновационной деятельности руководителями школы классифицируются по следующим признакам:
- по направленности сферы деятельности;
- по уровням субъектов управления;
- по временным затратам.
Рассмотрение инновационной деятельности руководителя с точки зрения системно-функционального подхода определяет ее как процесс реализации классических и модернизированных инновационно наполненных функций управления.
Выводы
- Реализация обновленных функций и методов управления способствует формированию руководителя-новатора, изменившего роль менеджера на роль лидера инновационного процесса, способного создать авторскую инновационную идею и разработать пути ее внедрения.
- Технология управления инновационной школой зависит от уровня инновационной подготовки руководителя.
- Нововведения в управлении образованием характеризуются специфическим содержанием и обусловливаются ее задачами:
— модернизацией на основе децентрализации;
— перераспределением функций и полномочий среди членов управленческой команды, советом школы, органами самоуправления;
— переходом на программно-целевое управление;
— прозрачностью локальных документов по вопросам инноватики;
— созданием системы мониторинга эффективности управленческих решений, влияния их на качество образовательных услуг;
— организацией экспериментальной проверки и экспертизы образовательных инноваций.
- Внедрение инноваций в управление школой базируется на социально-педагогических основах, обусловливающих модернизацию содержания деятельности и функциональных обязанностей участников инновационных процессов, структуры управления ими.
Автор — Людмила Еремизина