Изменится ли отношение к сельским школам в России?

Прямой диалог

Дмитрий Медведев поручил правительству сохранять малокомплектные школы. Поможет ли такая мера? Рассуждает Дарья Иванова — автор сообщества «За возрождение образования».

Власти в России озаботилась поддержкой малокомплектных школ. Пока только на словах, но даже это – событие уникальное. И произошло оно буквально на наших глазах. Ещё осенью в принятом нацпроекте «Образование» даже намёка на это не было, а теперь вдруг объявлено на всех высоких уровнях.

В чём причина такого резкого поворота?

В декабре 2018 в Карелии затеяли кардинальную «оптимизацию» сельских школ: одним махом и сразу вдвое. Казалось бы, что тут нового, двадцать лет малокомплектные школы закрывали в РФ со средней скоростью 3 — 4 в день. Но на этот раз вышла осечка, в республике поднялась мощная протестная волна. Осознание общей беды объединило людей, выдвинуло новых лидеров. В их числе — Светлана Попова, многодетная мама из поморского села Нюхча, которая не могла отдать своих приёмных детей в интернат, по сути, тот же детдом, откуда она взяла их, чтобы дать малышам настоящее детство. За свою деревенскую школу вступился питерский учёный Андрей Юсупов. Ряд ярких текстов написал Максим Тихонов. Вот цитата из его материала с подзаголовком: «Есть ли план зачистки территории Карелии от населения?».

«От озвученных на 2019 год планов правительства Карелии просто страшно становится. В некоторых районах собираются «оптимизировать» до половины школ – или закрыть, или слить с другими. Детей – в интернаты или куда там еще…

Читаю и думаю: не может же вся эта «оптимизация» идти спонтанно, без некого замысла. Не может же третий губернатор подряд планомерно уничтожать сельский образ жизни в Карелии без какого-то специального указания…»

Последовательно поддержали протест редактор интернет-журнала «Лицей» Наталья Мешкова, журналисты Валерий Поташов, Андрей Туоми и другие. Были баталии в Заксобрании Карелии, где некий Шабанов (представитель губернатора) по поводу отправки сельских детей в интернаты выдал такую фразу:

«Первое, о чем мы должны думать, это об ученике, который должен получить содержательное образование, а не мама, папа там и так далее!»

(Пустяка на указал чиновник: где нынче та школа, в которой дают «содержательное образование»?)

Обратите внимание: знаменитая цитата «о макарошках» широко разошлась по сети как образец цинизма представителей власти. А этот перл, куда более крамольный, где чиновник просто вытирает ноги о семейные ценности, остался незамеченным. Для сферы образования характерны такие «странности».

Развернувшаяся борьба нашла широкий отклик по всей стране. В итоге власти был нанесён удар в самое больное место, по сути, в точку опоры. Образовательный геноцид в отношении села плохо совмещается с державно-патриотической риторикой. Социальные издержки стали явно превышать ожидаемую «экономию» от «оптимизации». И власть пошла на попятную. Заметим, что в сфере образования это происходит впервые.

17 апреля, отчитываясь в Госдуме, премьер Медведев вдруг заявил:

«Мне неоднократно приходилось говорить, что малокомплектные школы – это в значительной части случаев способ сохранить населённый пункт. Есть в деревне школа – деревня живёт, нет школы – деревня умирает, поэтому нельзя ни в коем случае их бездумно объединять».

Вот так, «говорил неоднократно», но никаких действий в этом направлении за ним никогда замечено не было. Оставалось подождать, когда к новации примкнёт гарант, и буквально через неделю это случилось.

«Знаем мы, что такое и малокомплектные школы, знаем их дороговизну , если мы не хотим, чтобы территории обезлюдели совсем, значит, придётся за это заплатить…»

Выходит, эта тема и для него не новость: знамо «дорого обучение в малокомплектной школе». Однако никуда не денешься, придётся «бедному государству» тащить и эту социальную обузу.

Такую «логику» даже обсуждать не хочется. Ведь по Конституции образование народа – одна из основных функций государства, его прямая обязанность, которую оно должно выполнять неукоснительно.

Но всё-таки, так ли разорительно для казны содержание сельских школ? Встроенная во власть куратор образовательного центра «Сириус» Шмелёва как-то бросила походя, что для страны это копейки, которые следует выделять без вопросов и не будоражить народ.

Карельские чиновники, затевая свою программу «оптимизации» школ, посчитали (по максимуму) «экономический эффект» от перевода обучения на селе в интернатно-автобусный формат. Вот эти данные с разбивкой по районам Карелии:

«В Олонецком районе оптимизируют 5 из 9 школ. На оптимизации в районе хотят сэкономить 30,5 млн рублей.
В Прионежском районе чиновники хотят оптимизировать 5 школ из 13. В результате оптимизации в Прионежье сэкономят 49,4 млн рублей.
В Пряжинском районе оптимизируют 5 школ из 9. На оптимизации хотят выгадать 39,3 млн рублей».

Обозначенные суммы можно сопоставить с затратами на проведение новогодних гуляний в столицах (972 млн — Москва и 532 млн — Питер), не говоря уже о многомиллиардной бюджетной поддержке попавших под санкции олигархов.

Такова фактура первой общественной победы в сфере образования. Вроде пустяк, но он имеет большое значение для активизации дальнейшей борьбы.

По опыту знаем, что последний абзац вызовет волну обвинений в наивности и непонимании того, что повлиять на олигархическую власть невозможно. Нам снова повторят, что есть только один путь: менять эту власть.

Последний тезис возражений не вызывает. Он давно стал банальной аксиомой и при этом не содержит конкретики, потому обсуждать тут нечего. Но утверждение «о наивности» и никчёмности бодания с властью не столь безобидно, оно имеет прямое отношение к сфере информационной борьбы.

Карельские активисты добились результата не только в виде словесной поддержки на высшем уровне. Местный министр образования, работавший по принципу унитаза (поступавшие сверху указания он транслировал на головы подчинённым и ничего кроме), отправлен в отставку. Новое руководство обещало жителям карельских посёлков (Нюхча, Савиново, Пай), что их школы будут сохранены. Пока это лишь обещания, но они выполнимы, потому что делать для этого ничего не надо: школы уже есть и они работают. Кроме того, отозвана заявка о включении Петрозаводска в пилотный проект по ваучеризации дополнительного образования школьников. Таких чудес до сих пор в Карелии не было.

И кто-то скажет, что всё это — бессмысленная суета наивных дурачков, которых власть в очередной раз обвела вокруг пальца?

Какими бы ни были грядущие «великие цели», жизнь надо беречь сегодня, потому что на убитое и мёртвое никакой опоры «потом» не будет.

Наша тема – образование, и это отнюдь не случайный выбор. В этой области власти предъявить нечего, там идёт перманентная деградация без намёка на развитие. (На одном патриотическом ресурсе есть рубрика «Время, вперёд», где отражают достижения страны. И попутал их бес заглянуть в нашу тему. В итоге на свет явился материал под названием «так ли всё плохо в нашем образовании?», содержание которого (несмотря на усилия ангажированных аналитиков) ровно это и подтвердило).

Именно здесь, в сфере образования, и вскрывается со всей очевидностью суть проводимой политики. Блестящий фильм Константина Сёмина «Последний звонок» своей фактурой дал неизмеримо больше для пропаганды оппозиционных идей, чем все призывы к тотальной борьбе с капитализмом. Будущее детей – это забота и боль многих сограждан. На этом поле в столкновениях с системой и формируется настоящий актив, который способен стать реальной угрозой олигархическому строю. Власть это отчётливо понимает и всеми силами организует противодействие.

Поэтому мы придаём такое большое значение первой победе в борьбе за сохранение сельских школ.

Полная версия статьи доступна в паблике «За возрождение образования» по ссылке.


[mailerlite_form form_id=4]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: