Школьник в панике сидит поздним вечером перед чистым листом в Ворде. На следующий день измотанный учитель с грустью смотрит на пачку эссе, которые нужно проверить к следующему дню. Письменные задания большого объема могут стать причиной повышения тревожности и страха у школьников и учителей! Что с этим делать?
Некоторые педагоги редко задают школьникам сочинения-размышления: такое задание отнимет время сначала в классе (подготовка), а затем и дома (долгая оценка работ). К счастью, письменные работы могут быть и короткими! Предлагаем вам пять видов коротких письменных заданий, которые сделают из детей приличных писателей и мыслителей.
Краткий конспект
Конспекты – самый простой способ внести элементы письма в ваши уроки. Конспекты помогают детям научиться выделять главные темы и детали текста или выступления. Чем больше текст, тем выше необходимость в создании конспекта.
Научите детей читать текст осознанно: пусть они делают заметки прямо по ходу чтения, выделяя значимые части текста. Время от времени я прошу учеников написать конспект главы учебника и уложиться при этом в 50 слов – сначала такое задание кажется им невероятно сложным. Такое задание учит их быстро находить позицию автора и его аргументы.
Показывайте в классе примеры лучших конспектов, подчеркивая их плюсы. Такая демонстрация развивает у класса понимание того, каким должен быть отличный конспект. Эти знания они затем применят на практике.
Вопрос-ответ
Одна из задач учителя – научить ребенка учиться самостоятельно, а также привить желание к дальнейшему, непрерывному образованию. Для этого нам необходимо нам надо научить детей ставить острые вопросы.
Покажите детям важность вопросов в жизни и познакомьте их с различными способами сформировать вопрос.
Пусть ваши ученики зададут по одному простому вопросу к тексту, с которым они знакомятся. Затем попросите учеников на вопросы друг друга так же кратко и просто. Каждый ученик сделает две записи – это уже можно оценить.
Чтобы школьникам было проще, вы можете заранее подготовить примеры наиболее удачных вопросов.
Развиваем творческое мышление
Задания на краткий ответ могут быть и тестами на креативность. Например, на уроках истории можно попросить написать ответ в стиле определенной исторической личности (перед этим, конечно, надо показать пример изречений деятеля):
- Как бы отнесся Петр Первый к появлению интернета?
- Что Александр Пушкин сказал бы о современном молодежном сленге?
- Как бы выглядела смс-переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским?
Учителя литературы могут попросить учеников написать ответ от лица персонажа книги. Такое задание покажет, насколько хорошо школьник понял текст и его персонажей.
Краткость – сестра таланта
Всегда полезно повторить с детьми азы грамматики и составления предложений. Как говорил мой педагог: «Если ты хорошо знаешь тему, то ты сможешь легко объяснить её одними предложением или даже написать по ней целую диссертацию». Любой ответ можно сформулировать одним предложением. Вот примеры заданий:
- Перескажите статью или книгу одним предложением;
- Закончите историю одним предложением;
- Выразите одним предложением основную идею произведения.
Подобные задания заставят школьника тщательнее подбирать слова и структуру своего ответа – ему ведь надо показать, что текст он понял правильно!
Совместная работа
Можно и нужно давать короткие задания на стыке дисциплин.
Например, учитель истории может задать детям составить небольшой рассказ о жизни персонажей книги, которую те прочли на литературе, в определенный исторический период. Учитель русского языка, наоборот, может задать написать небольшой рассказа с использованием слов-архаизмов, которые дети узнали на истории. Совместную работу можно проводить и в естественных и математических науках. Например, создать алгоритм решения физической задачи или создания определенного химического вещества.
Все имеет значение
Хороший текст требует совершенства не только в содержании, но и форме. Короткие письменные задания позволяют учителю больше времени уделить грамматике и правописанию.
Во-первых, учитель может попросить детей использовать при ответе определенный структурный элемент (например, использовать цитату в тексте или составить минимум два сложноподчиненных предложения). Учителю следует подчеркнуть важность синтаксиса, орфографии и стилистики.
Знаменитая фраза Марка Твена гласит: «Я написал бы короче, но у меня не было времени». Выразить мысль парой слов порой труднее, чем расписать её на несколько страниц. Короткие ответы также требуют от школьника навыка самоконтроля и умения редактировать собственный текст – все это пригодится и в дальнейшем при учебе в школе и на работе.
Такие короткие задания позволяют быстро и весело развить навыки письма и мышления, а также экономят время учителя! Возьмите их себе на вооружение!
Оригинал: edutopia
[mailerlite_form form_id=4]