Какую роль играет семья в развитии художественного творчества обучающихся?

ПедСовет

Педагоги Евгения Землянушнова и Елена Пышнограй — о задачах родителей по развитию творческого потенциала детей.

Формирование у детей эстетических идеалов, любви к пре­красному под влиянием художественной литературы, живописи, музыки, кино и телевидения. Воспитание целостного эстетическо­го отношения к миру, выработка опыта художественного твор­чества.

Что такое способности? Общие и специальные способно­сти. Развитие у обучающихся творческих и  эстетических способно­стей.

Вовлечение детей в деятельность по созданию красоты в быту, одежде. Роль родителей в воспитании у детей куль­туры речи, отношений и общения, а воспитание только тогда плодотворно, когда согласуется с потребностями воспитуемых. К таким потребностям обучающихся относятся потребности в общении, в самоутверждении, в творчест­ве. Одним из действенных механизмов обогащения потребностей растущего человека является эстетический аспект воспитания. По­требность в эстетическом переживании своего бытия — одно из ро­довых свойств человека. Неудовлетворение этой потребности ведет к деградации личности, к развитию эмоциональной черствости, ду­ховной пассивности.

Возможность воспринимать различные грани бытия эстети­чески и оценивать мир эстетически — важное условие формирова­ния нравственно устойчивых отношений обучающихся  к действи­тельности, к людям, к труду, природе, Родине.

Эстетическое переживание, удовлетворяя подростковую по­требность в наслаждении красотой, порождает эмоции радости. Она дает ребенку ощущение своей связи, слитности с окружающим миром, формирует положительное отношение к людям, обществу и его духовным ценностям.

Художественная деятельность развивает художественно-образное мышление растущей личности, поэтому общение с искус­ством, участие в художественной самодеятельности способствует развитию подростков как субъектов познания других людей, по­зволяет им творчески постигать внутренний мир другого человека. Следует учитывать, что в произведениях искусства с особой силой запечатлена высота человеческого духа, постижение которой глу­боко гуманизирует растущую личность.

Эстетическая деятельность является незаменимым условием формирования и развития творческого потенциала ребенка. Она упражняет подростка в принятии оригинальных, нешаблонных ре­шений во всех видах ее жизнедеятельности: в оформлении своего уголка в доме, в подготовке семейного праздника, в разрешении конфликтных ситуаций. Таким образом, назначение эстетического воспитания — распространить эстетическое отношение на все сфе­ры жизнедеятельности ребенка: общение, игру, учение, труд и соци­альное творчество. Эстетическое воспитание в семье — это целена­правленная система воздействий на чувства, мысли, поведение де­тей, которая формирует у них способность воспринимать прекрас­ное и потребность совершенствовать себя и окружающий мир по эстетическим критериям.

К важным источникам эстетического опыта детей относится искусство. Искусство совершенно незаменимо в формировании культуры чувств подростка. Читая о судьбе французского маль­чика Гавроша («Отверженные» В. Гюго), наши подростки обога­щают свой эмоциональный опыт, свои представления о добре и зле, о прекрасном и безобразном, о необходимости отстаивать свои идеалы. И это неудивительно, потому что образ создан вели­ким писателем.

Нельзя забывать и о таком источнике эстетического опыта детей, как эстетика быта. Установка обучающихся на прекрасное — безобразное, красивое — некрасивое формируется исподволь. Обучающийся учится видеть красивое или некрасивое в поступках, ве­щах, явлениях годами.

Если ребенка с первого класса и до окончания школы окру­жают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, просто­той, то в его жизнь органически входят такие критерии, как целе­сообразность, упорядоченность, чувство меры, т. е. критерии, кото­рые позднее определят его вкусы и потребности.

Родители должны помнить и знать, что потребность обучающихся в самоутверждении порождает обостренный интерес к собст­венной внешности. Непонимание того, что красота человека неот­делима от его духовной наполненности, нередко оборачивается у подростков стремлением к экстравагантности в одежде, прическе, поведении. Поэтому так важно уделить внимание воспитанию на­выков  и  привычек  культуры поведения,  раскрыть  зависимость внешней привлекательности, обаяния человека от его духовного содержания. Но, учитывая обостренное чувство собственного дос­тоинства юных, повышенную требовательность к поведению окру­жающих, родителям необходимо проявлять деликатность, убеди­тельность и ненавязчивость в оценках и суждениях. И уж, конечно, отказаться от безоговорочных запретов, жесткой регламентации причесок, фасона одежды.

В подростковом возрасте у детей создается избирательное отношение к различным видам деятельности, их интересы стано­вятся более глубокими, определенными и устойчивыми. В связи с этим дети способны длительно сосредоточивать свое внимание и свои силы на решении технических задач, которые они перед собой ставят.

Очень важная задача родителей — постоянно наталкивать де­тей на то, чтобы они в любую работу вносили свою догадку, свою мысль, старались все, за что бы они ни взялись, делать наиболее совершенным способом, «объединять голову руками», используя в труде свой опыт и знания.


[mailerlite_form form_id=4]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: