Как вовлечь младших школьников в образовательный процесс?

Новости

Вовлеченность в обучение тесно связано с успеваемостью и будущим успехом школьников. От чего зависит вовлеченность, выяснили психологи Высшей школы экономики.

Психологи из Высшей школы экономики адаптировали и протестировали среди более полутысячи учеников младших классов Шкалу вовлеченности школьников – показателя, включающего в себя оценку общего самочувствия ребенка в образовательной организации, его заинтересованность и готовность преодолевать трудности.

Вовлеченность школьников в учебный процесс влияет на их успеваемость и будущие успехи. В западных странах оценка вовлеченности учащегося используется, как один из факторов прогнозирующий, бросит ли он школу до окончания обучения. При этом понятие вовлеченности шире понятия мотивации учиться — оно включает в себя оценку общего самочувствия ребенка в школе, его заинтересованность и готовность преодолевать трудности.

Вовлеченность можно оценить в трех аспектах — поведенческом, эмоциональном и познавательном.

  • поведенческий компонент характеризует активность ребенка, участие в школьных мероприятиях и готовность следовать школьным правилам,
  • эмоциональный оценивает чувство комфорта, принадлежности и интереса к школе,
  • когнитивный — желание получать знания и способность к саморегуляции.

В вузе уточнили, что в России нет разработанного опросника для оценки вовлеченности детей в школах в целом и по отдельным компонентам в частности. Поэтому ученые адаптировали и протестировать один из самых популярных зарубежных опросников — Шкалу вовлеченности школьников, разработанную в 2005 году. Для этого исследователи перевели вопросы с английского языка и сделали тест понятным для детей от 6 до 12 лет. Его предложили пройти 537 ученикам младших классов из 25 случайно выбранных московских школ.

Выяснилось, что важнейшим для оценки общей вовлеченности у младших школьников является эмоциональный компонентом. Этот вывод подтвердили и другие исследования — то, насколько интересно и комфортно ребенку в школе, характеризует его вовлеченность больше, чем познавательная увлеченность или включенность в учебный процесс.

«Если мы рассматриваем школу как место, где мы постоянно «напрягаем мозги» — что-то решаем, осмысляем, то может показаться, что именно познавательная вовлеченность будет тем фактором, который больше всего влияет на успеваемость школьника и готовность прилагать усилия. Но это не так. Эмоциональный компонент вносит больше вклада. Детям нужно чувствовать себя счастливо и комфортно в школе. И это имеет смысл: если вы находитесь там, где вы счастливы, вы готовы работать больше», — цитирует пресс-служба НИУ ВШЭ автора исследования Мари Арсалиду.

При этом ученые также не обнаружили никакой разницы в показателях вовлеченности между детьми разного возраста. В то же время зарубежные исследования показали другой результат: вовлеченность в учебный процесс обычно падает, когда ребенок взрослеет. Ученые предполагают, что расхождение в результатах может быть связано с культурными различиями — единообразие учебного процесса во всех классах российской школы формирует схожую вовлеченность.

В вузе добавили, что переведенный опросник может использоваться в российских школах для проверки того, насколько ученики вовлечены в процесс обучения и насколько им комфортно и интересно находиться в классе. Измерение вовлеченности позволит предотвратить снижение успеваемости и прекращение обучения до выпуска.


Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: