31 июля 2020 года принят закон N 304-ФЗ О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся.
Законом установлены следующие нововведения. Расширение направлений воспитательной работы, а именно включение в него направлений по формированию у обучающихся: чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памятникам защитников Отечества и подвигов героев Отечества, уважения к закону и правопорядку, уважения к человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, бережного отношения к природе и окружающей среде.
Что нового это принесло? Введение документов по организации воспитательной работы: Рабочая программа воспитания, Календарный план воспитательной работы. Введение программы воспитания отложили до 1 сентября 2021 года.
Оказалось, что до 1 сентября 2021 года педагоги не занимались воспитанием учеников, так как это не прописано в их должностных обязанностях, а воспитательная работа не являлась частью образовательного процесса:
«Как считает и.о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Наталья Агре, все понимали, что детей необходимо воспитывать, но до сих пор в прямые обязанности педагогов это не входило, работа носила хаотичный характер…»
Странно… Как-то забыли вдруг, что по ФГОС второго поколения воспитание является частью образовательного процесса, а, следовательно, педагоги и раньше занимались воспитанием учащихся. Для этого и планы работы с классом разрабатывали, классные часы проводили, внеурочную деятельность реализовали, индивидуальную воспитательную работу проводили и на уроках о воспитании не забывали, в различных акциях участвовали и т.д. – это входит в их должностные обязанности (да и всегда входило!) Так что воспитательная работа – это не что-то новое, только вот недавно «изобретенное» /открытое, а давно и прочно являющееся частью деятельности педагога в силу его профессии.
Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации». Согласно этому документу, само определение «воспитание» существенно расширится и дополнится в том числе патриотической составляющей — уважением к памяти защитников Отечества, к закону и правопорядку. Более того, в июле этого года утверждены обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО, в которых разработка Программы воспитания становится неотъемлемой частью основной образовательной программы образовательной организации.
В связи с реализацией программы воспитания появляются два опасения:
— не сведется ли воспитание по сути к участию в конкурсах разного уровня о войне и Родине (об этом пишут многие педагоги в обсуждениях программы воспитания)?
— не станут ли программы воспитания школ похожи друг на друга как «близнецы — братья» (контингент детей разный, регионы разные, дети разные – а программы одинаковые?!)?
Опять-таки понимаю (и это заявлено на всех обсуждениях), что участвовать в разработке рабочей программы воспитания и календарного плана (и в законе это четко прописано!) ПОЛУЧИЛИ ПРАВО все заинтересованные стороны — свое мнение смогут высказать и советы обучающихся, и родительские советы.
Право-о получили. А реально смогут ли Советы обучающихся и родительские советы участвовать в этом обсуждении и поддерживать дискуссию, отстаивать свою точку зрения?
Речь не о недоверии родителям и ученикам, а том сформирована ли у нас во всех образовательных организациях такая культура — обсуждение проблем воспитания и влияния на процесс воспитания родительской общественности и учеников? Не просто спорить или кричать о том, что и кому надо. А именно обсуждать со знанием дела, понимать суть, назначение, цели и результат, к которому надо стремиться в воспитании. Эту культуру – участие в обсуждении насущных проблем обучения и воспитания — тоже надо воспитывать и у родителей, и у учеников.
Понимаю, что на бумаге у всех такие Советы работают (знаю, такие школы, где действительно есть действующие Советы, активные родители, которые реально заинтересованы в обучении и воспитании детей , понимающие зачем это нужно и т.д.; честь и хвала таким школам и родителям!!!!) , а на самом-то деле это далеко не так. Так что определять содержание воспитательной работы придется школ самим. Да и управления образованием не пустят этот вопрос на самотёк — «подскажут», что и как сделать надо.
Но… правильный ли это путь?
Примерная программа воспитания — это конструктор, из которого каждая школа может взять то, что интересно/нужно/необходимо для ЕЁ учеников для решения проблем воспитания. Не общее для всех или большинства, или для среднего статистического ученика, а для конкретных учеников конкретной школы.
Решать единолично кому-то данный вопрос не справедливо, не рационально, не эффективно. К обсуждению надо привлекать заинтересованных лиц обязательно: и родителей, и учащихся (старших, конечно).
А вот с родительской общественностью и учениками в этом вопросе надо работать: воспитывать родителей, вооружать их самих педагогическими знаниями и умениями, воспитывать детей – прививать им нормы морали, в направлении не только патриотического и других направлений воспитания, чтобы они смогли участвовать в подобных обсуждениях.
Для этого сами педагоги – классные руководители должны не только понимать суть воспитания, цели и задачи его, но и уметь воспитывать не только детей, но и родителей. И ещё забыла: классные руководители должны ещё найти в своем рабочем графике время на эту работу.
На мой взгляд, только в обсуждении заинтересованных лиц может быть сформирована эффективная программа воспитания, а не обезличенный план воспитательных мероприятий.