Каким должно быть повышение квалификации педагогов: Любовь Духанина

Прямой диалог

Мы продолжаем публикацию мнений экспертов российского образования о вопросах повышения квалификации педагогов: сегодня мы приводим точку зрения Любови Духаниной и ОНФ.

Профессия учителя – это очень тяжелая профессия. Мы очень часто говорим: «Вот учителя – они то недорабатывают, там не так поступают». На самом деле это архисложная профессия. Учитель – это человек, который обладает очень большим количеством компетенций. Он обладает знаниями в предмете. Он должен реализовывать метапредметные компетенции, которые базируются на метапредметных знаниях. Он должен иметь базовые знания по смежным предметным отраслям. Он должен уметь коммуницировать и с ребенком в соответствии с его возрастными особенностями, личностными особенностями, с семьей, в которой растет ребенок. И он должен в настоящем периоде еще успевать самосовершенствоваться для того, чтобы действовать в условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов. А они не такие простые, чтобы реально их выполнять.

Полученные в ходе диагностических работ школьников результаты сильно расходятся с оптимистичными заверениями Минобрнауки о том, что 94,5% учителей уже овладели стандартами. В ходе опроса педагогов, проведенного экспертами ОНФ, больше половины учителей признались, что все еще не владеют технологиями работы по новым образовательным стандартам, несмотря на то, что соответствующие курсы повышения квалификации проводятся с 2013 г. Сами курсы учителя также оценили не слишком высоко.

По данным опроса ОНФ, который проводился в октябре прошлого года и в котором приняли участие более 600 учителей из 63 регионов, только 36% педагогов хорошо знают текст стандарта благодаря курсам повышения квалификации и еще 25% изучили ФГОС самостоятельно. Только каждый пятый учитель (20% опрошенных) с уверенностью заявил, что владеет всеми необходимыми педагогическими технологиями для реализации федерального госстандарта. Больше половины (56%) сообщили, что владеют ограниченным количеством технологий и приемов, которые позволяют решать лишь отдельные задачи, установленные стандартом. Каждый десятый (10%) признался, что не владеет технологиями реализации ФГОС. А 37% опрошенных считают, что и их коллеги преподают, не руководствуясь стандартом.

Если учитель раз за разом проходит курсы повышения квалификации, которые он сам оценивает как неэффективные, результаты его работы со школьниками не улучшатся. Требуется осмысленная системная работа на всех уровнях. Важно перестроить работу системы повышения квалификации учителей, сориентировать работу педагогических вузов так, чтобы в школу приходили специалисты, уже владеющие требованиями ФГОС. Для этого нужно создавать интерактивные методические рекомендации по применению образовательных технологий, специальные программы повышения квалификации, соответствующие новым требованиям, видеоуроки с разбором. Должны действовать стажировочные и инновационные площадки, а у учителя должны оставаться время и силы на работу с ними. Однако практическая работа на местах зачастую подменяется дополнительными школьными проверками. Это не улучшает ситуацию, а лишь усиливает бюрократическое давление на школу. В конечном итоге учителя должны знать, как реализовывать на практике стандарты образования, а сами стандарты должны быть четкими и содержательными.

Все-таки Общероссийский народный фронт считает, что подавляющее большинство учителей имеет больше чем полторы нагрузки на одного учителя. У них нет времени на достойное повышение квалификации. У них нет времени на собственный отдых. У них не хватает времени на собственных детей. Они работают реально в условиях в том числе эмоциональных перегрузок. Это может привести к эмоциональному выгоранию любого человека. И каждый человек, имея определенный объем знаний, профессию, он для себя в любой момент имеет право понять: «Остаюсь я в профессии или не остаюсь? Либо я что-то сделаю другое?»

Нам важно, чтобы социальный пакет педагогов рос. Это то, о чем сейчас прозвучало. Когда московское образование стало привлекательным? Когда резко увеличилась зарплата. Существуют совершенно другие, современные формы передачи знаний, передовых практик, когда это стало интересной профессией.

Согласны ли вы с мнением Любови Николаевны? Давайте обсудим вместе, каким должно быть повышение квалификации педагогов и какие компетенции они должны получить, на августовском педсовете «Моего университета». Записывайтесь на участие по ссылке.

При подготовке статьи были использованы материалы телеканала ОТР и официального сайта Общероссийского народного фронта.


Добавить комментарий

Читайте по теме: