Обучение детей дошкольного возраста основам игры в шахматы

ПедСовет

Социальный педагог Елена Кривенко — об опыте обучения дошкольников одной из самых непростых игр.

Шахматы – великолепная логическая игра с древнейшей историей, считается, что история шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Этот вид деятельности сочетающий в себе элементы искусства (в том числе в части шахматной композиции), науки и спорта очень популярен сегодня.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и прекрасный тренажер для мозга, действенное, эффективное средство развития интеллектуальных способностей. Процесс обучения шахматам помогает детям ориентироваться на плоскости, учит их запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность и др.

Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка. Также обучение игре в шахматы, способствует лучшей подготовке ребенка к школе. (Игорь Георгиевич Сухин)

Актуальность обучения детей игре в шахматы продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы.

В детском саду кружок «Шахматная азбука», обучающий детей игре в шахматы появился по запросу родителей воспитанников. Было проведено анкетирование и опрос среди родителей дошкольников старших и подготовительных групп МАДОУ «ДС «Ручеёк» с целью выявления потребности организации деятельности по игре в шахматы, которые показали, что в детском саду имеется достаточное количество дошкольников, желающих обучаться игре в шахматы. Основываясь на запросы родителей и интересы детей была сформирована группа воспитанников и организован кружок «Шахматная азбука». Нашему кружку уже три года и игра в шахматы вызывает высокий интерес, как среди дошкольников, так и их родителей.

В 2020 году я окончила курсы профессиональной переподготовки «Дополнительное образование детей и взрослых» с присвоением квалификации «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», затем были пройдены курсы повышения квалификации «Теория, методика и практика обучения дошкольников основам шахматной игры», в 2021 году обучилась по программе «Шахматный ВСЕОБУЧ» «Шахматы в детском саду» И. Г. Сухина.

Для организации кружка была разработана дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматная азбука» для детей старшего дошкольного возраста. В основу программы заложена методика Игоря Георгиевича Сухина и его программа «Шахматы. Шахматы, полный курс для детей».

Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 5 -7 лет и предусматривает 60 занятий в год, 2 занятия в неделю во вторую половину дня. Деятельность по данной программе предполагает работу с подгруппой из 6 детей. Продолжительность занятия в группах детей 5-6 лет 25 минут, 6 — 7 лет — 30 минут.

Для организации работы кружка по обучению шахматам было приобретено оборудование и методические пособия:

  • методические пособия под редакцией И. Г. Сухина «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» 1 и 2 часть, специально разработанные для дошкольников;
  • рабочие программы 1-4 годы обучения «Шахматы школе» под редакцией И. Г. Сухина;
  • «Шахматы для самых маленьких» Сухин И.Г.;
  • Рабочие тетради № 1 и № 2 «Шахматы с енотом», Е Волкова, Е Прудникова.
  • шахматы деревянные настольные;
  • демонстрационная настенная доска;
  • шашки.

Кабинет, в котором проходят занятия, оборудован интерактивной доской, проектором, столами, стульями.

Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:

  • беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
  • просмотр презентаций и мультфильмов;
  • дидактические игры, занимательные задания;
  • рисование шахматных фигур, раскрашивание;
  • тренировочные игры.

Методы обучения используются разные: словесный, наглядно — практический, игровой, дискуссионный.Педагогические технологии так же разнообразны: технология группового обучения, технология игровой деятельности, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология.

Во время проведения занятий активно используются информационно-коммуникативные технологии, которые помогают решать дидактические задачи и позволяют активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей. Есть возможность демонстрировать детям мультфильмы о шахматах, тематические презентации, воспитанники могут самостоятельно и в парах разыгрывать шахматные партии. Мной были разработаны и составлены презентации по темам «История шахмат», «Повторение», «Пешка».

Была разработана рабочая тетрадь на основе рабочих тетрадей Сухина И.Г. и Волковой Е. Рабочая тетрадь имеет задания для выполнения дома совместно с родителями по каждой теме и небольшие ознакомительные тексты для родителей воспитанников. Также разработаны схемы шахматных ходов, которые предлагаются детям для закрепления материала.

В мессенджере создана родительская группа в которой родителям предоставляются фото и видео материалы с занятий с детьми, а также материалы, которые помогают привлечь родителей к освоению детьми основ шахматной игры, а для некоторых родителей и началом пути в увлекательный мир шахматной игры.

Любая педагогическая деятельность не может двигаться дальше без анализа результатов ее использования.

Контроль за освоением программы «Шахматная азбука» осуществляется по результатам педагогических наблюдений в конце учебного года и заносится в протокол мониторинга освоения программы.

Педагогическое наблюдение осуществляется по следующим параметрам:

  • знание шахматных терминов;
  • знание названий шахматных фигур;
  • знание правил хода и взятия каждой фигуры;
  • умение ориентироваться на шахматной доске;
  • умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
  • умение правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать вертикаль, горизонталь, диагональ;
  • умение решать элементарные задачи на мат в один ход.

Каждый параметр оценивается в баллах и по сумме баллов педагог определяет уровень достижения ребенком ожидаемых результатов.В целом итог работы по обучению детей шахматной игре за 2020-2023 учебные года показал, что дети:

  • научились понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • стали играть в шахматные партии;
  • в свободной деятельности чаще стали проводить время за игрой в шахматы;
  • дети, которые овладели игрой в шахматы, стали обучать остальных детей своих возрастных групп шахматной игре выступая в роли учителя, наставника;
  • повысился познавательный интерес, логическое мышление, уровень самооценки.

Важным достижением работы можно считать возросший у детей и их родителей интерес к шахматной игре и желание научиться играть в эту развивающую игру.

Родители высказывают положительные отзывы о работе нашего кружка, всегда интересуются, как прошли занятия.

Научить играть в шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша цель – не воспитывать чемпионов, а прививать интерес к мудрой игре. Шахматы – это целый мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и несчастьями. В наших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: