Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями

ПедСовет

Особые образовательные потребности – это термин, не так давно появившийся в современном обществе.

Алла Моисеенко, учитель начальных классов МБОУ СШ № 10

За рубежом он вошел в массовое употребление раньше. Появление и распространение понятия с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), говорит о том, что общество постепенно взрослеет и пытается всячески помочь детям, жизненные возможности которых ограничены, а также тем, которые по воле обстоятельств попали в трудную жизненную ситуацию.

Для каждого ребенка с ОВЗ характерны свои особенности. Коррекционная педагогика опирается на ряд принципов, в соответствии с которыми педагоги строят коррекционно-развивающие программы для обучения и воспитания детей определенной категории. Такая стратегия призвана обеспечить социализацию ребенка, т.е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно.

Для детей с ОВЗ могут применяться две формы организации обучения: коллективная и индивидуальная. Эффективность их зависит от каждого отдельного случая. Коллективное образование происходит в специальных школах, где созданы особые условия для таких детей. При общении со сверстниками ребенок, имеющий проблемы в развитии, начинает активно развиваться и в некоторых случаях достигает больших результатов, чем некоторые абсолютно здоровые дети. При этом индивидуальная форма обучения необходима для ребенка в следующих ситуациях: Для него характерно наличие множественных нарушений развития. Например, в случае тяжелой формы умственной отсталости или при обучении детей с одновременными нарушениями слуха и зрения. Когда у ребенка наблюдаются специфические отклонения в развитии. Возрастные особенности. Индивидуальное обучение в раннем возрасте дает хороший результат. При обучении ребенка в домашних условиях. Однако фактически индивидуальное обучение для детей с ОВЗ крайне нежелательно, так как это ведет к формированию замкнутой и неуверенной в себе личности. В дальнейшем это влечет за собой проблемы в общении со сверстниками и другими людьми. При коллективном обучении у большинства детей раскрываются коммуникативные способности. В итоге происходит формирование полноценных членов общества.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

  • Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
  • Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
  • Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
  • Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
  • Использование компьютера (по ходу занятия дети с нарушениями двигательного аппарата, которым тяжело писать – печатают ответы).

Таким образом, знание и учет принципов обучения, опирающихся на важнейшие методологические подходы к развитию психики в норме и патологии, позволят педагогу определить основные направления коррекционного воздействия и прогнозировать результат их социализации и адаптации. Главное сформировать и развить из таких детей личностей, которые смогут адаптироваться и стать неотъемлемой частью нового социума.

Согласно п.16 ст.2 ФЗ  № 273 — ФЗ от 29.12.2012г.  «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Список использованных ресурсов Интернет:

http://base.garant.ru/70291362/1/#block_1000

http://fb.ru/article/286398/osobyie-obrazovatelnyie-potrebnosti—eto-chto-takoe

http://studopedia.ru/17_131330_tehnologiya-raboti-s-detmi-s-osobimi-obrazovatelnimi-potrebnostyami.html

http://soros.kg/archives/16927

 

Добавить комментарий

Читайте по теме: