Особенности использования сингапурского метода обучения на уроках иностранного языка

ПедСовет

Учитель английского языка Елена Михайлова знакомит педагогов с современными образовательными технологиями.

Урок иностранного языка – это всегда комплексный урок, направленный на достижение не только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов.  Задача учителя иностранного языка — это формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать.

В современном мире, когда люди чаще всего имеют избыток информации, человеку бывает очень трудно отделить релевантную  информацию от нерелевантной. Поэтому очень важно научить школьников работать в условиях, помогающих отбирать нужную информацию, решать поставленные задачи, игнорировать ненужную. Очень важно ставить перед школьниками задачи, максимально приближенные к условиям реальной жизни. В этом случае школьники получают отличный шанс применить на практике все, чему их учат в школе, что, несомненно, повышает мотивацию к изучении иностранного языка

В образовании получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия преподавателя и учащихся:

Пассивный метод – это форма взаимодействия преподавателя и учащихся, где преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.

Активный метод – это форма взаимодействия  учащихся и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия,  и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники,  учащиеся и преподаватель находятся на равных правах.

Интерактивный метод  (Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие  не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • пробуждение  интереса у обучающихся;
  • эффективное усвоение учебного материала;
  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
  • формирование собственного мнения  у обучающихся;
  • формирование жизненных и профессиональных навыков.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Одной из интерактивных технологий  является сингапурский метод обучения.

Сингапурские обучающие структуры называют и методом, и методикой, и технологией. Но это скорее не методы, а формы управления учебным процессом. Они основаны на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды.

Сингапурская методика обучения представляет собой набор тезисов и формул, называемых структурами, из которых, как из кубиков ЛЕГО, строится урок. Соединять их друг с другом можно в любой последовательности.

Сторонники этой методики отмечают, что сингапурская методика обучения имеет ряд положительных моментов. Так, на уроке задействован весь класс, увеличивается разнообразие форм и средств, которые повышают и стимулируют любую, в т.ч. творческую активность обучающихся. Ученикам, хотят они этого или нет, приходится учиться думать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь, коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность, повышается мотивация к изучаемому предмету, что ведёт к более эффективному освоению образовательной программы.

Применение обучающих структур позволяет по-новому переосмыслить учебный процесс, при котором центром класса является ученик, а не учитель. При этом учитель перестает быть единственным источником знания в классе, диктующим всем, что делать, — он лишь помогает детям развиваться и обучаться.

Оппоненты считают, что в сингапурской методике немало недостатков. Так, этой методике надо сначала научить и учителей, и учащихся. Для этого учитель должен найти время на обучение на уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, временных затрат и усилий. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Структуры выхолащивают суть работы педагога, который больше не должен искать пути донесения информации, ему нужно лишь подобрать подходящие модули для урока и сгруппировать их в различных комбинациях, нацеленных на взаимодействие «ученик – ученик» и «ученик – учебный материал», но не на модель «педагог – ученик». При сингапурской методике дети «натаскиваются» на автоматизм выполнения действий по иноязычной команде.

Структуры,  которые применяю на уроках англ.языка

  • «Инсайд-аут-сёкл»  или Внутренний и внешний круг (когда учим фразы вежливости или короткие диалоги из жизненных ситуаций, например,  7 класс тема «Визит к врачу» или поздравления с праздником и реакция на них, фразы, чтобы предложить куда-то пойти и реакция на них)

!!! Структура хорошо подходит на этапе отработки и закрепления новой лексики. 

  • «Таймд-пэа-шэа» или структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами  в течение определенного количества времени. (даю ученика определенную тему, в паре с соседом по парте каждый в течение минуты должен говорить что-то по заданной теме, например, рассказывают о том, как провели выходные или о своих планах на завтрашний день или о способах защиты окружающей среды)

!!! Структура хорошо подходит на этапе разминки, либо контроля использования лексики. (после того, как каждый поговорил в течение минуты, могут в списке лексике по нужной теме отметить слова, которые использовали в своих монологах)

  • Сигналы пальцами (например,  тема «Домашние обязанности», ученики пишут список домашних обязанностей, которые  выполняют ежедневно, затем зачитывают, одноклассники жестом показывают нравится им это делать или нет. Палец вверх — нравится, палец в сторону — так себе, можно сделать  в парах, потом пары объединяются и обмениваются уже общими интересами. Можно сделать целым классом по цепочке, каждый говорит одну обязанность, а класс уже показывает свое отношение к этой обязанности) (можно использовать при рефлексии, когда дети делятся, какая информация урока оказалась для них важной или новой, остальные могут также показывать свою реакцию)

!!! Структура хорошо подходит на этапе закрепления лексики, а также  в конце урока, чтобы подвести итоги.

  • «Тэйк-оф – тач даун» или Встать – сесть (поработали с текстом, далее я зачитываю утверждения, если утверждение верное, то садятся, если неверное, то встают.  Либо после изучения грамматического правила  озвучиваю предложения, построенные по этому правилу. Иногда дети сами готовят по 1 или  3 утверждения и зачитывают их классу) 

!!! Структура хорошо подходит для проведения физминутки, чтобы не отрываться от темы урока, либо для организации начала либо окончания урока. 

  • «Эй Ар Гайд»  или руководство предположением /реакцией  — структура, в которой сравниваются  знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения  упражнения (ученикам раздаются таблички, в первом столбике написано:“before reading”, во втором столбике идут утверждения по теме «Витамины», а в 3 столбике: “after reading”. Дети читают утверждения, думают и ставят знаки «+» или « — « в первом столбике. Читают текст в учебнике  и проверяют, правильно ли они ответили. Теперь ставят знаки «+ или -» в последнем столбике. (Либо очень хорошо в работе в текстами, а одно уроке поработали с утверждениями,  в качестве д/з дать чтение и перевод текста, а на след.уроке работать с утверждениями после прочтения. Таким образом,  можно отследить, кто читал, а кто не читал текст)

!!! Структура хорошо подходит для введения новой темы. 

  • «Сэйм бат дифферент»  или такой же, но другой.  (выводим картинку на экран. Детям нужно сгенерировать свои идеи, например, почему нравится эта картинка и тд. или выбрать из списка предложенных идей, главное не повторяться. Или найти сходства,  либо отличия в двух картинках)

!!! Структура хорошо подходит при подготовке к устной части ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

Итак, можно cказать, что использование обучающих структур сингапурского метода обучения дает возможность формировать навыки коммуникативного общения, приводит учащихся к взаимодействию ученика с учебным материалом и взаимодействия ученика с учеником.

С помощью взаимодействия ученика с учебным материалом мы способствуем возникновению ситуации, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель. Именно ученики, обрабатывая информацию, размышляют над ней и создают связи с тем, что они уже знают.

На таких уроках у детей формируется коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность, а самое главное — у учеников появляется интерес к предмету, что способствует успешному обучению. И, использование таких структур позволяет полностью соблюсти ФГОС.

Использование Сингапурской методики обучения не предполагает полный отказ от традиционного подхода. Можно использовать одну из обучающих структур на любом этапе урока. Позволяет провести урок в соответствии с требованиями ФГОС  и  отвечает требованиям всех стилей обучения.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: