Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста

ПедСовет

От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга.

Мелкая моторика — это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, формировать механизмы, для будущего овладения письмом.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов — служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по общей и ручной моторике, позволяет детям почувствовать свою успешность. Поэтому данная работа должна начинаться задолго до поступления в школу. В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарование детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений

Занятия проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

1. Упражнение с массажным мячом:

Я мячом круги катаю Взад-вперед его гоняю Им поглажу я ладошку, А потом сожму немножко. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. А теперь последний трюк-Мяч летает между рук. (Движения соответствуют тексту)

Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик) Покатаем и потрем, (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)

И иголки посчитаем, (пальчиками одной руки нажимаем на шпики)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем, (меняем ручку и тоже катаем мячик)

2. Упражнения с массажным кольцом :

«Мы колечки надеваем» Мы колечки надеваем, Пальцы наши украшаем. Надеваем и снимаем, Пальцы наши упражняем. Будь здоров ты, пальчик мой, И дружи всегда со мной.

Массажировать и закреплять название пальцев.

Звериная зарядка Раз — присядка, Два — прыжок. Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза) Любят долго потянуться (потянуться) Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой) Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны) А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед) И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны) А кому зарядки мало —

Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

Раз-подняться, потянуться, (потянулись)

Два-согнуться, разогнуться, (прогнули спинки, руки на поясе)

Три-в ладоши три хлопка, (хлопки в ладоши)

Головою три кивка (движения головой)

На четыре-руки шире, (руки в стороны)

Пять-руками помахать, (махи руками)

Шесть-на место сесть опять (присели)

Здравствуй, солнышко — дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик — пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Ягодный счёт По опушке шла лисичка: — раз, в корзине земляничка, Два — как небо голубика, Три — румяная брусника, А четыре — вот морошка, Пять — смородины немножко, Шесть — как бусинка калина, Семь — как солнышко рябина Восемь — в лапке ежевика, Девять — синяя чернинка, Десять — сочная малина, Вот и полная корзина!

3. Физминутки:

Звериная зарядка

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

4. Игры с предметами

«Чудесный мешочек»

Определить на ощупь предмет в мешочке.

Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка). Материал: мешочек затягивающий, игрушки домашних и диких животных из разного материала.

Спрячь платок

Задача пальцами собрать и зажать в оба кулачка по платку. Затем попросить разгладить платочек. Картина из камешков

Цель: развивать точность движений, творческое воображение. Что необходимо: лист картона, набор цветных бусин.

Как играем: на листе картона выложить рисунок по желанию или по образцу

Игра «Моталочка»

Намотать ленточку на катушку.

«Обведи предмет «

Обеведи свою ладошку, дно стакана, маленькую тарелочку. нейроигра «Успевайка» цель: развитить оба полушария.

-лягушка хочет в пруд, лягушке скучно тут (кулак-ребро-ладонь)

  • мы играли в ладушки, жарили оладушки (ладонь вверх-ладонь вниз) Так пожарим, повернем. И опять играть начнем.
  • одни кулак, одна ладошка, Ты поменяй их быстро крошка. Теперь ладошка и кулак. И все быстрее делай так.

5. Нестандартное рисование:

— на крупе;

— выкладывание рисунка косточками, семечками, скорлупками;

— закрашивание рисунка крупой, зернышками;

— обрывная аппликация

6. Пальчиковая гимнастика:

Дом

Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения) И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики — «бутончик тюльпана»)

Целенаправленное воспитание двигательно-координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») воспитанников способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение.

Автор — Татьяна Помарчук

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: