Сборник содержит описание подходов к организации коммуникации, повседневной двигательной активности детей с ТМНР, гигиенических процедур, кормления, занятости, в том числе в игре. Книга вышла под редакцией директора РБОО «Центр лечебной педагогики» А. Л. Битовой и музыкального и двигательного терапевта Центра О.С. Бояршиновой. При его подготовке авторы (специалисты ЦЛП) опирались не только на самые современные и инновационные мировые практики, но на свой большой профессиональный опыт.
Издание, электронная версия которого доступна на сайте Министерства труда и социального развития РФ, является уникальным для России.
«Подобные иностранные методические материалы появлялись в нашей стране, но они не были адаптированы к российской действительности. Вероятно, поэтому они оказались не самыми успешными, — говорит один из авторов сборника, Анна Битова. — Отечественные же справочники и пособия нередко транслировали идею, что дети с тяжелыми нарушениями развития необучаемы, и их жизнь никогда не изменится. Мы рассчитываем, что у таких детей будет жизнь, которую мы в XXI веке считаем нормальной и адекватной. Эта новая идея заложена в методические рекомендации, и в этом смысле они инновационные. Они передают тенденцию всемирного сообщества по нормализации жизни людей с нарушениями развития».
Пособие создано в рамках реализации программы ЦЛП «Практическое обучение студентов как подготовка к изменению системы высшего образования в сфере лечебной педагогики» и направлено на привлечение к работе с детьми с ТМНР специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности. Сборник будет также актуален для работников организаций, оказывающих помощь детям с ментальными и другими особенностями развития, родителей, поскольку в нем описаны и учтены в рекомендациях такие характеристики как интеллектуальные нарушения, расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, специфика сенсорной интеграции и др.
«В сборнике описаны главные принципы развивающего ухода, следование которым в сочетании с использованием практических инструментов необходимо для всех, кто работает с детьми с особенностями развития, — комментирует руководитель направления «Инклюзивная среда» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Яна Журавлева. – Это принципы уважения личности ребенка, индивидуального подхода, ориентированности на формирование основных жизненных компетенций, развития собственной активности ребенка и социальной интеграции».
На выпуск пособия по работе с детьми были направлены в том числе средства частных жертвователей, которые поступили в фонд «Вклад в будущее» через благотворительную платформу «Сбербанк вместе».